Проект "Юные садоводы" в группе №4 "Любознайки".
18.03.2022
МБДОУ «Пигаревский Д/С»
Экологический проект на тему:
«Юные садоводы»
для детей старшего дошкольного возраста.
Подготовили:
Кириленко Н.А.
Щелконогова Д.А.
х. Пигаревский
2022 год
Актуальность проекта:
Огород на подоконнике в детском саду
способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает
лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о
растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития,
развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и
результатом своего труда.
Огород наш, огород
Всё на нём
всегда растет.
Если руки не ленивы,
Если мы
трудолюбивы…
Проявить
должны заботу,
Видно по труду работу.
И тогда наш огород
Расцветёт и оживёт
Цель проекта: Создание условий для познавательно-речевой, коммуникативной, исследовательской
деятельности, в которой дети смогут: сформировать интерес к опытнической и
исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в
комнатных условиях, привить любовь
к природе, развить познавательный опыт и практические навыки.
Задачи проекта:
- Расширить знания детей о культурных и
дикорастущих растениях.
- Продолжить знакомить детей с особенностями
выращивания культурных растений (тыква, лук, цветы, томаты, баклажаны);
- Обобщать представление детей о необходимости
света, тепла, влаги почвы для роста растений.
- Продолжать формировать умение детей ухаживать за
растениями в комнатных условиях.
- Способствовать развитию творческих способностей у
детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
- Развивать чувство ответственности за
благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
- Продолжать развивать наблюдательность – умение
замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых
они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.
- Воспитывать уважение к труду, бережное
отношение к его результатам.
- Развивать познавательные и творческие
способности.
Предполагаемые результаты:
- Дети
познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.
- С
помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста
растений.
- С
помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и
разнообразие посевного материала.
- У детей
будет формироваться бережное отношение к растительному миру.
- Формирование
у детей уважительного отношения к труду.
- Создание
в группе огорода на подоконнике.
Предварительные
результаты:
- Дети познакомились с дикорастущими и культурными
растениями.
- У детей формируется интерес к опытнической и
исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных
условиях.
- В результате практической и опытнической
деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
- Дети увидели многообразие посевного материала.
- Дети стали бережнее относиться к растительному
миру.
- В группе был создан огород на окне.
- Дети стали более уважительно относиться к труду.
- Родители приняли активное участие в проекте
«Огород круглый год»
Тип проекта: кратковременный
Срок реализации: весна-лето.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы
Интеграция
образовательных областей - познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое
развитие, физическое развитие.
Материально –
технические ресурсы необходимые для выполнения проекта:
·
Подбор методической и художественной
литературы;
·
Подбор наглядного материала (иллюстрации,
плакаты, фотографии);
·
Дидактические игры;
Необходимые условия для
реализации проекта:
- Заинтересованность детей;
- Методические разработки.
Методы проекта:
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры,
игры-забавы;
Словесные: Чтение и рассказывание стихов,
потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;
Практические: Наблюдение, уход за растениями,
совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение
явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание
объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем,
что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы
семена выросли?
Где и как найдем ответы
на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем
наблюдать.
Задачи по работе с
родителями:
- Повысить компетентность родителей по теме
проекта;
- Привлечь семьи к участию в воспитательном
процессе на основе педагогического сотрудничества.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный:
Определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание
условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана
мероприятий по организации детской деятельности
Задачи:
- Определить актуальные знания детей о растениях,
которые можно вырастить на подоконнике;
- Вызвать интерес к решению поставленной задачи.
Формы организации работы
1 этапа:
- Сбор информации, материалов по теме;
- Организация предметно - развивающей среды;
- Разработка цикла наблюдений, занятий;
- Беседы.
2 этап – практический:
Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую
деятельность детей.
Задачи:
- Закрепить знания детей о растениях, которые можно
вырастить на подоконнике;
- Развивать выразительность речи, моторику рук;
- Формировать представление о том, как растения
изменяются в зависимости от погодных условий и ухода;
- Пополнить развивающую среду группового помещения
материалами и оборудованием по теме проекта.
- Воспитывать желание ухаживать за растениями;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Формы организации работы
2 этапа:
Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера,
организация двигательного режима)
1. Формы работы с
детьми:
Реализация мероприятий перспективного тематического планирования
(непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты,
творческая деятельность).
Тематические беседы: «Для чего растению семена?», «Когда овощи могут помочь, а когда могут
навредить нашему здоровью», «Овощи», «Вода и земля - овощей лучшие друзья»;
Чтение художественной
литературы: ДжанниРодари «Чипполино»…. Чтение и
разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о горохе и огурцах и
луке;
Песня «Витамины» Филиппенко.
Дидактические игры: «Овощи и фрукты», «Чьё семечко», «Четвёртый лишний», «Чудесный мешочек»,
«Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус»
Подвижные игры: «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород»
Художественно-продуктивная
деятельность: Рисование на тему: «Овощи».
Лепка на тему: «Овощи».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Огород», «Мы помощники», инсценирование сказки
«Репка».
Экспериментирование: рассматривание сухих семян и пророщенных семян через лупу, ежедневные
наблюдения за всходами: лука, зерна пшеницы
2 этап – обобщающий (заключительный):
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление
полученных знаний, формулировка выводов.
Задачи:
- Развивать творческие способности;
- Воспитывать самостоятельность в различных видах
деятельности;
- Закрепить знания о культурных растениях, умение
их различать.
Полученный результат
реализации проекта:
В ходе реализации
проекта «Наш огород» предполагаемые результаты были достигнуты:
- Мы обогатили опыт детей в сфере социального
воспитания путем использования разных методов и приемов;
- Собрали богатый материал по темам «культурные
растения», изготовили дидактические игры «собери картинку», «третий
лишний», обобщили опыт работы по данному проекту;
- Пополнили словарный запас детей;
- На протяжении всего проекта у детей
сформировалось стремление к познанию, научились делать простые выводы,
устанавливать причинно – следственные связи;
- Дети стали различать и уверенно называть овощи,
их особенности и различия; просвещение родителей дало большой результат в
социальном воспитании детей группы.
Приложение:
- Стихи
про овощи.
- Загадки
с грядки.
- Подборка
дидактических игр;
- Конспект
по экологическому воспитанию на тему «Как растут растения».
- Последовательный
фотоотчёт по проекту.
Приложение № 1
Стихи про овощи.
Я - морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Я - толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я - витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
Я - и свежий, и соленый.
Весь пупырчатый, зеленый.
Не забудь меня, дружок,
Запасай здоровье впрок.
А я - сочная капуста,
Витаминами горжусь.
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные
Щи мои капустные!
В черной шляпе - топ да топ –
По дорожке скачет боб.
Подкрутил усы горох: чем я плох?
Совсем не плох.
Говорит ему фасоль:
- Ты, горох, у нас - король.
Мы, бобовые, гордимся,
Что для разных каш годимся,
Что плоды у нас в стручках,
Как в волшебных сундучках.
Но полезные белки
Мы не прячем под замки.
Те, кто с детства дружат с нами,
Белая и хрусткая,
Зовут меня капустою.
Вкусная, полезная –
Прогоню болезни я.
Да, я - перец, но не тот,
Что язык так сильно жжет.
Я мясистый, витаминный,
Запаси меня на зиму.
Приложение №2
Загадки с грядки.
В огороде у сельчан.
Без нее во щах не густо.
Как зовут ее? (Капуста)
Взяли мы ее одежку,
Соль добавили немножко.
В кадочках теперь не пусто —
В них заквасится... (капуста)
Под землей живут семейки,
Поливаем их из лейки.
И Полину, и Антошку
Позовем копать... (картошку)
Ох, наплачемся мы с ним,
Коль почистить захотим.
Но зато от ста недуг
Нас излечит горький... (лук)
Он на грядке вырастает,
Никого не обижает.
Ну, а плачут все вокруг,
Потому что чистят... (лук)
Голова, а сверху ус.
Нет, не сладок он на вкус.
Прибежали со всех ног
Мы к обеду рвать... (чеснок)
На арбуз похожая —
Тоже толстокожая.
К платью желтому привыкла,
Греется на солнце... (тыква)
Этот овощ тыкве брат —
Тоже с виду толстоват.
Лег под листик на бочок
Между грядок... (кабачок)
Эти крепкие ребятки
В листьях прячутся на грядке.
Лежебоки-близнецы Зеленеют... (огурцы)
Лезут по веревочке
Братья с грядки-горочки.
Эти братья — близнецы,
А зовут их... (огурцы)
Приложение №3
Дидактические игры:
« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Цель игры: Учить детей по контуру подбирать
реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их
контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что
изображено на картинке, полезный этот продукт или нет.
«Овощи и фрукты»
Цель игры: сформировать у детей представление об овощах и фруктах. Формировать
представление о том, где они растут. .
Оборудование: макет дерева и грядки, фигурки овощей и фруктов.
Воспитатель выкладывает
перед ребёнком макет дерева и размещает на нём фрукты и овощи. Ребёнок должен
назвать расположенные на дереве плоды. Затем должен ответить на вопрос
воспитателя, какие из них растут на деревьях, а какие нет. Также можно спросить
ребёнка, а где, по его мнению, растут остальные плоды. Ребёнок отвечает.
Ребенок сам должен правильно определить где растет тот (фрукт или овощ) и
прикрепить его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке).
«Узнай на вкус»
Цель игры: развивать вкусовой анализатор, закрепить знания о фруктах, овощах,
ягодах.
Детям предлагается
закрыть глаза, определить по вкусу и назвать то, что они съели.
«Что сначала, что потом»
Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные
предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.
Все карточки
представляют собой процесс возникновения продукта. Игра знакомит с привычными
каждому ребенку продуктами: шоколад, масло, яичница, хлеб, сосиски ит. д. Это
помогает ребёнку быстрее понять правила игры и составить логические цепочки.
«Чудесный мешочек»
Цель игры: В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по
характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать
для развития речи и воображения.
Необходимо опустив руку
в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети
не путались, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так
играть, уже несколько.
Играющим, кроме основного задания, могут
быть даны дополнительные:
описать попавшийся предмет (цвет, размер,
вкус, материал).
«Чьи семена?»
Цель игры: Упражнять детей в дифференциации овощей, фруктов и их семян.
Развивать память, сосредоточенность, наблюдательность.
Дети берут набор семян и
выкладывают их на карточку соответствующего фрукта или овоща.
Приложение №4
Конспект по экологическому воспитанию на тему
«Как растут растения».
Цель:
Уточнить представления
детей о росте и развитии растений.
Задачи:
- Установить связь между ростом растений и их
потребностями в различных условиях среды.
- Учить детей сажать растения: сделать углубление,
правильно вложить семена, присыпать землей, полить из лейки.
- Учить детей быть внимательными и заботливыми по
отношению к растениям.
- Воспитывать интерес к выращиванию растений.
Ход занятия:
Раздается стук в дверь,
входит Кот, но очень грустный.
Воспитатель: Кот, ты почему такой грустный?
Кот: Решил я сделать доброе дело для мамы, а у меня ничего не получилось.
Я придумал посадить лук, чтобы мама порадовалась.Я взял луковицы, а сажать я
совсем не умею.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Коту разобраться и покажем ему,как сажать.
Кот: Ох, что-то я устал, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка:
Мы стоим на огороде,
Удивляемся природе .
(потягивания—руки в стороны)
Вот салат, а здесь укроп.
(правой рукой коснуться левой ступни)
Там морковь у нас растёт.
(потом наоборот)
Поработаем с тобой,
Сорнякам объявим бой —
С корнем будем выдирать
Да пониже приседать.
(приседания)
У забора всем на диво
Пышно разрослась крапива.
(потягивания — руки в стороны)
Мы её не будем трогать —
Обожглись уже немного.
(потягивания — руки вперёд)
Все полили мы из лейки
И садимся на скамейки.
(дети садятся)
Воспитатель: Ребята, а что такое семена?
-Для чего они нужны?
(семена необходимы, чтобы выросло растение).
-Давайте покажем Коту разные
семена. (Рассматривание семян)
Кот: И вы хотите сказать, что из этих крошек что-нибудь вырастет? Чепуха!
Никогда ни поверю я этим сказкам!
Воспитатель: Да, вот из такого зернышка может вырасти не только цветок, но и
целое дерево. У каждого растения есть свои семена, и сейчас ребята тебе
расскажут, из какого зернышка что вырастет. (Показ семян и их растений)
Кот: И вот из такой шишечки вырастет целая сосна? А, я знаю, как она
вырастет, я положу шишку в коробочку, накрою платочком и скажу: «крибле -
крабле-бумс» и сосна вырастет, правда?
Воспитатель: Ребята скажите Коту, помогут ли эти волшебные слова вырасти растению?
Расскажите и покажите ему, как надо вырастить растение. (Работа со схемой)
Воспитатель: Теперь ты Кот понял, а сейчас мы с ребятами тебе покажем, как надо
сажать лук и зерна пшеницы.
А теперь ребята давайте
покажем нашему коту сказку «Репка».
Кот: Ребята, мне пора уходить. Большое вам спасибо, я сегодня у вас узнал
так много интересного и нужного. До свидания!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.03.2022
Дата обновления: 18.03.2022
Дата публикации: 18.03.2022