Методы арт-терапии (сказкотерапия и изотерапия) в работе с детьми с ОВЗ.
13.05.2021
В настоящее время отмечается рост числа детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), среди которых значительное
место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема
детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание
это стало встречаться значительно чаще. Работая с ребенком, страдающим ДЦП, я
применяю арт-терапию (сказкотерапия и изотерапия). Это эффективные
коррекционные средства работы, так как все дети любят сказки и все любят
рисовать, лепить. Сказку можно использовать в разных образовательных областях:
с ее помощью можно решать задачи по развитию речи, познавательному, эстетическому
развитию детей с ДЦП и достигать положительных результатов. Сказкотерапия: вид
здоровьесберегающих коррекционных технологий. Сказка символична по своей сути и
обращается сразу к бессознательной части психики, минуя ненужный контроль и
излишний анализ. Через сказкотерапию, мне удалость установить прочный
продуктивный контакт с родителями ребенка с ДЦП. Совместно с родителями мы
выбираем сказку, родители читают ее дома, изготавливают пальчиковый театр и
приносят его в группу для занятий с ребенком, это позволяет объединить
сказкотерапию и куклотерапию. Данный вид деятельности позволяет регулировать
эмоциональное состояние ребенка. Мы совместно с родителями не только обыгрываем
уже известные сказки, но и сочиняем новые, ведь стоит проявить творчество и
каждый из нас сможет сочинять сказки для детей, которые помогут снять стресс у
малыша, наладить контакт: между обыденным миром взрослых и волшебным миром
детей. Методы арт-терапии я отношу к самым мягким, ненавязчивым, но, в тоже время, глубоким методам, связанным с
высвобождением скрытых энергетических резервов и эмоций ребенка. Развитие
творческого потенциала ребенка – это, прежде всего развитие его души. На мой
взгляд, в настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития
творчества и воображения у детей дошкольного возраста. Ведь именно дошкольный
возраст является сенситивным для развития креативного мышления.
Изотерапия: это естественный и бережный метод
гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения.
Рисование является «уникальным средством эмоционального выражения». Это
особенно полезно для детей с трудностями
вербализации. В своей работе я использую:
1. Техника «Марания». Краски инициируют
спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции,
исследовать собственные переживания. У «мараний» нет категорий «правильно -
неправильно», «хорошо - плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки
техники исключает и саму оценку работы. Хотя есть дети, которые не могут
обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и
других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или
аккуратность.
2. Техника рисования пальцами (ладошкой). Это
спонтанное рисование пальцами (ладошкой). Сам процесс рисования пальцами
(ладошкой) часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не
похоже на предыдущее. Каждый раз происходит по-новому: выбирается другой цвет,
соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской
может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге.
Данная техника помогает раскрыть индивидуальность ребенка, наиболее точно
характеризуя его. Рисование пальцами (ладошкой) служит профилактикой и
коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.
3. Техника «Пластилинография». С помощью пластилина
можно создать различные композиции. Эта техника требует от ребенка усидчивости
и длительного сосредоточения. В процессе выполнения работы решаются задачи:
развитие сенсорики, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое
самовыражение. После намазывания пластилина на картон, детям предлагается
крупы, макароны или семечки. Вдавливая их в пластилин, дети тем самым создают
композицию.
Кириленко Н.А., воспитатель 1 категории
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.05.2022
Дата обновления: 27.05.2022
Дата публикации: 13.05.2021