Методы арт-терапии (сказкотерапия и изотерапия) в работе с детьми с ОВЗ.

13.05.2021

В настоящее время отмечается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ), среди которых значительное место занимают дети с двигательной патологией. Наибольшую актуальность проблема детского церебрального паралича (ДЦП) получила за последние десятилетия, т.к. заболевание это стало встречаться значительно чаще. Работая с ребенком, страдающим ДЦП, я применяю арт-терапию (сказкотерапия и изотерапия). Это эффективные коррекционные средства работы, так как все дети любят сказки и все любят рисовать, лепить. Сказку можно использовать в разных образовательных областях: с ее помощью можно решать задачи по развитию речи, познавательному, эстетическому развитию детей с ДЦП и достигать положительных результатов. Сказкотерапия: вид здоровьесберегающих коррекционных технологий. Сказка символична по своей сути и обращается сразу к бессознательной части психики, минуя ненужный контроль и излишний анализ. Через сказкотерапию, мне удалость установить прочный продуктивный контакт с родителями ребенка с ДЦП. Совместно с родителями мы выбираем сказку, родители читают ее дома, изготавливают пальчиковый театр и приносят его в группу для занятий с ребенком, это позволяет объединить сказкотерапию и куклотерапию. Данный вид деятельности позволяет регулировать эмоциональное состояние ребенка. Мы совместно с родителями не только обыгрываем уже известные сказки, но и сочиняем новые, ведь стоит проявить творчество и каждый из нас сможет сочинять сказки для детей, которые помогут снять стресс у малыша, наладить контакт: между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей. Методы арт-терапии я отношу к самым мягким, ненавязчивым, но, в тоже  время, глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических резервов и эмоций ребенка. Развитие творческого потенциала ребенка – это, прежде всего развитие его души. На мой взгляд, в настоящее время отмечается интерес ученых к проблемам развития творчества и воображения у детей дошкольного возраста. Ведь именно дошкольный возраст является сенситивным для развития креативного мышления.

Изотерапия: это естественный и бережный метод гармонизации состояния ребенка через развитие способности самовыражения. Рисование является «уникальным средством эмоционального выражения». Это особенно полезно для  детей с трудностями вербализации. В своей работе я использую:

1. Техника «Марания». Краски инициируют спонтанность, помогают более открыто проявлять разнообразные эмоции, исследовать собственные переживания. У «мараний» нет категорий «правильно - неправильно», «хорошо - плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки техники исключает и саму оценку работы. Хотя есть дети, которые не могут обойтись без оценок, внешних или внутренних, а потому выдвигают для себя и других собственные критерии. Например, привлекательность цветовой гаммы или аккуратность.

2. Техника рисования пальцами (ладошкой). Это спонтанное рисование пальцами (ладошкой). Сам процесс рисования пальцами (ладошкой) часто небезразличен ребенку, и каждое последующее рисование не похоже на предыдущее. Каждый раз происходит по-новому: выбирается другой цвет, соотношение линий, темп, ритм и т.д. Потому результат манипуляций с краской может быть непредсказуем: неизвестно, какое изображение получится в итоге. Данная техника помогает раскрыть индивидуальность ребенка, наиболее точно характеризуя его. Рисование пальцами (ладошкой) служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

3. Техника «Пластилинография». С помощью пластилина можно создать различные композиции. Эта техника требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения. В процессе выполнения работы решаются задачи: развитие сенсорики, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение. После намазывания пластилина на картон, детям предлагается крупы, макароны или семечки. Вдавливая их в пластилин, дети тем самым создают композицию.Хочу такой сайт

Кириленко Н.А., воспитатель 1 категории

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.05.2022

Дата обновления: 27.05.2022

Дата публикации: 13.05.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».