Реализация инклюзивного образования на музыкальных занятиях.

21.04.2021

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Особенно эффективно оздоровительную работу проводить с музыки, так как именно музыка из всех видов искусства является самым сильным средством воздействия на человека. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время ее лечебный эффект доказан научно. На основании таких выводов музыкальный руководитель строит свою работу с детьми, используя современные здоровье сберегающие технологии. Поэтому, с дошкольниками необходимо проводить эту работу в игровой форме. То есть привычные виды музыкальной деятельности можно разнообразить с пользой для здоровья.

Цель: внедрения здоровьесберегающих технологий: сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей.

Задачи:

1.Систематизировать проведение физкультминуток на занятии (во время малоподвижных видов деятельности – пение, слушание музыки).

2. Создать необходимый эмоциональный фон на занятии (взбодрить, успокоить).

3. Внедрять элементы здоровьесбережения во время танцев и игр и драматизаций. Структура занятия:

 · ходьба и маршировка в разных направлениях;

· упражнения для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

 · чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

 · упражнения на развитие общей и мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), соответствующие возрастным особенностям детей;

· вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;

 · песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координированного тренинга;

· музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

 · упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

· коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

 · упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. Формы работы и здоровьесберегающие технологии.

Логоритмика. Особое место в работе над речью детей я отвожу музыкальным играм, пению и движению под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. Логоритмические игры на музыкальных занятиях способствуют созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых. Желание каждого ребенка подражать взрослому и активно участвовать в процессе занятия осуществляется благодаря музыкальному сопровождению игр-инсценировок, танцев, а также пению песен. Использование сказочных персонажей, атрибутов сюжетно-ролевых игр стимулирует активность детей к речевой и другим формам деятельности.

Использование логоритмических упражнений позволяет решать следующие задачи:

· развитие слухового внимания и фонематического слуха;

 · развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса;

· развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

· развитие и коррекция слухо -зрительно-двигательной координации;

· развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

 · формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом;

 · воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.

Динамическое упражнение (на координацию речи и движения):

Раз, два, три — выросли цветы. (Медленно вставать из положения сидя.)

К солнцу потянулись высоко, высоко! (Поднять вверх руки, потянуться.)

Цветам тепло и хорошо! (Обмахивать лицо руками.)

 Дыхательное упражнение «Аромат цветов»:

 Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».

Логопедическая гимнастика:

Упражнение «Хобот слоненка»:Хочу такой сайт

 Подражаю я слону Губы хоботом тяну… Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать, Свои губы укреплять.

Массаж кистей рук «Мышка»:

 Мышка маленькая в норке Тихо грызла хлеба корку. Поскрести ногтями по коленям. «Хрум, хрум!» — Что за шум? Сжимать пальцы в кулачки и разжимать их. Это мышка в норке Хлебные ест корки. Потереть ладони друг о друга.

Ритмическое упражнение «Капли»:

Капля — раз! Капля — два! Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми. Капли медленно сперва. Стали капли ударять, Капля каплю догонять. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. До свиданья, лес густой! Побежим скорей домой!

Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно. Кроме этого, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие в целом. Для своих занятий я подбираю дыхательные упражнения опираясь на цель и тему занятия или учитываю того героя, который посетит нас с детьми на занятии. Например, дыхательное упражнение «Насос» Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей. Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3-4 раза.  На музыкальных занятиях артикуляционную гимнастику провожу комплексом «Сказка о веселом язычке», который очень нравится детям. Они часто сами импровизируют и предлагают героев, с которыми может встретиться язычок на прогулке или как язычок может помочь своей маме.

Артикуляционная гимнастика "Сказка о веселом язычке" :Жил на свете язычок маленького роста Пел он песенки свои очень- очень просто: "Ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла (дети ритмично пропевают вместе совзрослым ) ла-ла-ла-ла-ла-ла!" Язычок наш утром встал, Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. (Рот приоткрыт. Кончиком языка проводим за верхними зубами, затем так же за нижними. Повторяем 3-4раза.) Пополощем ротик, Как чистюля Котик. (Сквозь зубы пропускаем воздух выталкивая его. Повторяем 3-4раза.) Дальше по порядку Делаем зарядку! Раз, два, три, четыре, пять Язык будем поднимать! Как нам дальше поступить? Язык нужно опустить! (кончиком языка упираемся в верхние зубы, затем в нижние зубы. Повторяем 3-4раза.) Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось Язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться. На качелях я катаюсь, И все выше поднимаюсь. Вверх и вниз, вверх и вниз Только крепче ты держись. (Кончиком языка тянемся к носу, затем к нижней губе. Повторяем 3-4-раза.) Покачавшись на качелях наш язычок оправился на прогулку со своей веселой песенкой :" Ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла,лалалалалала!" На встречу язычку на полянку вышла лошадка, она предложила покататься язычку. (Язычком изображаем цоконье копыт)  Наш язычок очень устал на прогулке, и он решил вернуться скорее домой. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Тесто мнем, мнем, мнем, (покусывают язык от кончика языка к корню) Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать? Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик. Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. (рот приоткрыт, язык лежит расслабленный на нижней губе) Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. Блин мы ели с наслажденьем – Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, (языком облизывают губы) Ротик нужно облизать. Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. ( приподнимаем краешки языка ) Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Что же делает наш Язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка - твоя губа. Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!

Ритмопластика.

Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а  также те психические процессы, которые лежат в их основе. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного ("музыкального") инструмента. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмичными движениями, имеют значение и для умственного развития детей.

 Ритмопластика позволяет:

· улучшить коммуникативные способностей (ребенок учится общаться со сверстниками и иными лицами);

· повысит физических данных (учатся управлять своим телом, контролировать свои движения);

· формированию правильной осанки (учится правильно держать спину);

· повысить выносливость и силу воли;

· раскрепощение детей в психологическом и эмоциональном плане;

· развитие дыхательного аппарата.

Игры Овладение данным видом упражнений – лучше разделить на два этапа. На первом этапе педагог руководит детьми и выполняет упражнение вместе с ними. На втором этапе дети все делают самостоятельно, а педагог лишь помогает им репликами, помеченными курсивом. Если упражнение освоено успешно, то возможен 3-й этап: дети выполняют его полностью самостоятельно под музыку. Большинство упражнений построено так, чтобы детям нравилось повторять их несколько раз подряд. Гномик и великан. Познакомились гномик и великан: Гномик идет – дети делают маленькие шаги, подставляя пятку вплотную к носку другой ноги. Великан идет – дети совершают гигантские шаги, расставляя ноги как можно шире. Гномик топает – топают, стоя на месте, лишь слегка отрывая ноги от пола. Великан топает – топают сильно, с энтузиазмом. Гномик хлопает – хлопают тихо, едва раскрывая ладошки. Великан хлопает – хлопают громко, амплитудно. Гномик прыгает – прыгают легко, на носочках.  Великан хлопает – тяжелые прыжки с приземлением на всю стопу. И все-таки они подружились – все должны быстро найти пару и покружиться, взявшись за руки. Блины. Давайте печь блины – все берутся за руки и встают тесным кружком. Наливаем тесто – держась за руки, все отходят назад максимально широко (чтобы получился большой блин). Печем блин – держась за руки одновременно слегка приседают, при этом имитируют шипение блина звуком «ш». Мажем блин сметаной – расцепляют руки и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие и пластичные. Скручиваем наш блин – делают еще несколько шагов назад, при этом выполняя круговое движение предплечьями, перед собой – «моторчик». Раскрываем широко рот, вот так – раскидывают руки в стороны, и со звуком «а-аа-ам» сбегаются к центру, соединяя ладошки с хлопком. Комментарий – при выполнении упражнения, «начинку блина» можно менять по вкусу, спрашивать совета у детей – «С чем будет блинчик?»

Пальчиковая гимнастика. В своих занятиях я включаю упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, которые являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку - как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Апельсин Мы делили апельсин (зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем ее другой рукой) Много нас, а он — один, Эта долька — для ежа (на каждой дольке правая рука поочередно разжимает пальчики на левой руке), Эта долька — для чижа, Эта долька — для котят,  Эта долька — для утят, Эта долька — для бобра, А для волка — кожура! (встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились) Это упражнение можно выполнять с мячиком. Стих про дом Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нем, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пес ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шел, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения) И тюльпан в саду расцвел! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики — «бутончик тюльпана») Пальчиковая семья: Этот пальчик большой — Это папа дорогой. Рядом с папой — наша мама. Рядом с мамой — брат старшой. Вслед за ним сестренка — Милая девчонка. И самый маленький крепыш — Это славный наш малыш. (Поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочередно)

 Психогимнастика. Порой детям стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних. Вам могут пригодиться в трудную минуту упражнения на расслабление, на снятие эмоционального напряжения, создание игровой ситуации. Для этого я применяю релаксацию:

-снятие эмоционального напряжения;

-упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения;

 -коррекция настроения и отдельных черт характера;

-обучение ауторелаксации.

Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе здоровья и болезни. Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки. Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения. На своих музыкальных занятиях я использую разную тематику психогимнастик: «Прогулка по лесу», «Отдых на берегу моря или океана», «Поход в зоопарк» и другие. Помимо вышеуказанных форм работы на музыкальных занятиях можно использовать речевые игры, игровой массаж, музыкотерапию, танцетерапию и др.

Требования к подбору музыки: Подбирая музыку, необходимо стремиться к тому, чтобы она отвечала требованиям высокой художественности, воспитывала вкус ребенка, обогащала его разнообразными музыкальными впечатлениями и при этом вызывала моторную реакцию, была удобной для двигательных упражнений. С точки зрения доступности, музыка для движения должна быть: небольшой по объему (от 1,5 минут для младших до 3-4-х минут для старших); умеренной по темпу (умеренно быстрая или умеренно медленная) для младших дошкольников и разнообразной (быстрой, медленной, с ускорениями и замедлениями) для старших; 2-х или 3-частной (каждая часть музыки — контрастная по звучанию), с четкой, ясной фразировкой для младших дошкольников и разнообразной по форме (вариации, рондо и т.д.) для старших детей. Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям (например, музыка изобразительного характера — "дождик", "ветер качает листики", "зайчик прыгает" и т.д. — для малышей и более сложная по художественному образу, настроению — в соответствии с музыкой — для старших). Желательно, чтобы музыкальные произведения были достаточно разнообразными по жанру (плясовые, колыбельные, песни, маршевые мелодии) и по характеру (веселые, задорные, спокойные, грустные, шутливые, торжественные, изящные и т.д.).

 Требования к подбору движений: В ритмической пластике движения должны соответствовать музыке, а также быть: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т.д.); разнообразными, нестереотипными, включающими различные исходные положения: стоя, сидя, лежа, на четвереньках, на коленках и прочие.

Камбулова С.А., музыкальный руководитель

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.05.2022

Дата обновления: 27.05.2022

Дата публикации: 21.04.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».