Дидактические игры как средство коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

19.01.2022

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский: « Ведущая идея педагогического опыта заключается в необходимости расширения использования разнообразных игровых методик с целью развития познавательных интересов и личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через дидактические игры». Игровая технология обучения, является наиболее эффективной в плане развития познавательных интересов у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и позволяет успешно решать следующие педагогические задачи: развитие интереса к обучению; облегчение процесса усвоения материала; обеспечение психологического комфорта процесса обучения; развитие творческих способностей дошкольников; предоставление возможностей для самореализации, самовыражения личности. Целью моей педагогической деятельности является обучение, развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их личностных качеств посредством игровых методик. Для достижения этой цели мне необходимо было ввести в коррекционно-развивающую работу с детьми игровые методики, которые позволили бы развивать познавательные интересы детей с ОВЗ; дать им эмоциональную поддержку, помочь включиться в общую работу групп, возможность самоутвердиться, попробовать свои силы в микроспорах. В своей работе я активно использую дидактические игры, так как они являются ценным средством воспитания действенной активности детей, активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В свое работе использую следующие виды дидактических игр:

 -развивающие (направленные на развитие личности ребенка) коллективные и индивидуальные игры;

 -подвижные, так как дети с ОВЗ подвержены быстрой утомляемости и им  необходима «разрядка» и тихие, способствующие развитию мышления, памяти, гибкости ума, усидчивости, настойчивости в достижении цели;

-игры-загадки, позволяющие развивать способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Познакомлю вас с играми, наиболее полюбившимися детьми нашей группы. Игра, направленная на развитие ориентировки в пространстве «Я гляжу и нахожу». Игра проводится на свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество предметов в любом названном педагогом направлении: слева, справа, сзади, спереди, вверху, внизу, перед, за. Группа разбивается на 2 команды, которые попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда, которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. Целью данного игры является ознакомление с основными координатами пространства. Игры - предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», и др. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Ход игры: Воспитатель предлагает детям сделать из плоскостных геометрических фигур какой-то предмету. Ребенок сначала может действовать по образцу, а затем усложнять рисунок, меняя размер, форму, цвет деталей. Важно соблюдать принцип «от простого к сложному». Дидактическая игра «Подбери серединку по цвету» Ход игры: Взрослый предлагает ребенку, рассмотреть какого цвета картинки. У каждого цветочка должна быть своя серединка по цвету соответствовать картинкам (сначала воспитатель показывает, как ко всем красным предметам приставить красную серединку и предлагает детям повторить за ним) А теперь дети самостоятельно подбирают картинки и соответственно серединку. По мере освоения детьми игровых, предметных действий им предлагается действовать самостоятельно. Игра - тренинг «Прогноз погоды». Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций, мимики и пантомимики. Оборудование: карточки с рисунками или схематическим изображением состояния погоды. Ход игры: Ребенок — «диктор телевидения» — садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно, ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики? Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» — стараются его угадать.

 Игра-диалог «Диалог по телефону» Цель: обучить детей правилам ведения телефонного разговора; учитъ приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать, представляться, благодарить, прощаться. Оборудование: два телефона. Вариант 1. Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают. Выигрывает пара, употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм. Вариант 2. Это может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему другу. Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение, напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п. «Крошка Енот» Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Оборудование: магнитофон. Один ребенок — Крошка Енот, остальные — его отражение («Тот, который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости), а дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет всем светлей». «Приглашение» Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения. Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе— мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя в театр» — «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются ролями.Хочу такой сайт

Анжаурова А.В., воспитатель

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.05.2022

Дата обновления: 01.06.2022

Дата публикации: 19.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».