Дидактические игры как средство коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
19.01.2022
Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра – это искра,
зажигающая пытливости и любознательности. В.А. Сухомлинский: « Ведущая идея
педагогического опыта заключается в необходимости расширения использования
разнообразных игровых методик с целью развития познавательных интересов и
личностных качеств обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через
дидактические игры». Игровая технология обучения, является наиболее эффективной
в плане развития познавательных интересов у обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и позволяет успешно решать следующие педагогические
задачи: развитие интереса к обучению; облегчение процесса усвоения материала;
обеспечение психологического комфорта процесса обучения; развитие творческих
способностей дошкольников; предоставление возможностей для самореализации,
самовыражения личности. Целью моей педагогической деятельности является
обучение, развитие и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, их личностных качеств посредством игровых методик. Для достижения
этой цели мне необходимо было ввести в коррекционно-развивающую работу с детьми
игровые методики, которые позволили бы развивать познавательные интересы детей
с ОВЗ; дать им эмоциональную поддержку, помочь включиться в общую работу групп,
возможность самоутвердиться, попробовать свои силы в микроспорах. В своей
работе я активно использую дидактические игры, так как они являются ценным
средством воспитания действенной активности детей, активизируют психические
процессы, вызывают живой интерес к процессу познания. В дидактических играх
ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или
иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. В
свое работе использую следующие виды дидактических игр:
-развивающие
(направленные на развитие личности ребенка) коллективные и индивидуальные игры;
-подвижные,
так как дети с ОВЗ подвержены быстрой утомляемости и им необходима «разрядка» и тихие, способствующие
развитию мышления, памяти, гибкости ума, усидчивости, настойчивости в
достижении цели;
-игры-загадки, позволяющие развивать способность к
анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Познакомлю вас
с играми, наиболее полюбившимися детьми нашей группы. Игра, направленная на
развитие ориентировки в пространстве «Я гляжу и нахожу». Игра проводится на
свежем воздухе или в помещении, которое позволит назвать большое количество
предметов в любом названном педагогом направлении: слева, справа, сзади,
спереди, вверху, внизу, перед, за. Группа разбивается на 2 команды, которые
попеременно называют предметы, расположенные в заданном направлении. Команда,
которая не смогла назвать предмет, отдает фант. В конце игры фанты
разыгрываются. В процессе игры желательно несколько раз менять местоположение
команд, что позволит рассмотреть положение предметов с разных позиций. Целью
данного игры является ознакомление с основными координатами пространства. Игры
- предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и
почему?», и др. Дидактическая игра «Геометрическая мозаика» Ход игры:
Воспитатель предлагает детям сделать из плоскостных геометрических фигур
какой-то предмету. Ребенок сначала может действовать по образцу, а затем
усложнять рисунок, меняя размер, форму, цвет деталей. Важно соблюдать принцип
«от простого к сложному». Дидактическая игра «Подбери серединку по цвету» Ход
игры: Взрослый предлагает ребенку, рассмотреть какого цвета картинки. У каждого
цветочка должна быть своя серединка по цвету соответствовать картинкам (сначала
воспитатель показывает, как ко всем красным предметам приставить красную
серединку и предлагает детям повторить за ним) А теперь дети самостоятельно
подбирают картинки и соответственно серединку. По мере освоения детьми игровых,
предметных действий им предлагается действовать самостоятельно. Игра - тренинг
«Прогноз погоды». Цель: учить детей передавать информацию с помощью эмоций,
мимики и пантомимики. Оборудование: карточки с рисунками или схематическим
изображением состояния погоды. Ход игры: Ребенок — «диктор телевидения» —
садится за стол, перед ним рисунок или карточка со схематическим изображением
состояния погоды (ясная солнечная погода, жаркая погода, будет пасмурно,
ожидается сильный мороз, ветер, ливень, гроза, снегопад и т. п.). Он должен
познакомить телезрителей с прогнозом погоды, но внезапно исчез звук. Как
сообщить информацию без слов, только с помощью эмоций, мимики и пантомимики?
Диктор без слов передает прогноз погоды. Остальные дети — «телезрители» —
стараются его угадать.
Игра-диалог
«Диалог по телефону» Цель: обучить детей правилам ведения телефонного
разговора; учитъ приглашать к телефону нужного собеседника, приветствовать,
представляться, благодарить, прощаться. Оборудование: два телефона. Вариант 1.
Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать диалог по телефону, с
употреблением как можно большего количества вежливых слов. Пары по очереди
разговаривают по телефону, остальные дети внимательно слушают. Выигрывает пара,
употребившая в своем диалоге большее количество вежливых форм. Вариант 2. Это
может быть диалог на заданную тему: о прошедшем выходном дне, об увиденном
цирковом представлении или спектакле кукольного театра, любимом мультфильме или
телепередаче, приглашении друга в гости, на день рождения, звонке заболевшему
другу. Вариант 3. Деловой разговор по телефону: просьба, предложение,
напоминание, выяснение времени телепередачи и т. п. «Крошка Енот» Цель:
развивать способность распознавать и выражать различные эмоции. Оборудование:
магнитофон. Один ребенок — Крошка Енот, остальные — его отражение («Тот,
который живет в реке»). Они сидят свободно на ковре или стоят в шеренге. Енот
подходит к «реке» и изображает разные чувства (испуга, удивления, радости), а
дети точно отражают их с помощью мимики и жестов. Затем на роль Енота
выбираются поочередно другие дети. Игра заканчивается песней: «От улыбки станет
всем светлей». «Приглашение» Цель: учить детей способам установления контактов,
приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения.
Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы
он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе—
мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника
пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя в театр» — «Спасибо, но
этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй
участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются
ролями.
Анжаурова А.В., воспитатель
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 27.05.2022
Дата обновления: 01.06.2022
Дата публикации: 19.01.2022