Доклад учителя-дефектолога Ребриевой Е.В. для выступления на МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов «Профилактика и педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении детей с ОВЗ»
27.12.2024
Предметом исследования коррекционной педагогики является процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, предупреждение и преодоление недостатков в развитии и отклонений в поведении детей, их адекватная интеграция в социальную среду.
Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с ОВЗ, они часто испытывают девиации (отклонения) в развитии и поведении, поэтому коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей с ОВЗ, выявить причины и условия их появления.
Выявить ведущие тенденции в профилактике и педагогической коррекции отклонений в развитии и поведении детей с ОВЗ.
Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
Провести анализ опыта коррекционно-развивающего образования детей с отклонениями в развитии и поведении в условиях детского сада и школы.
В коррекционной педагогике, так же как и в общей, ведущими педагогическими категориями являются обучение, воспитание, развитие.
Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников в едином педагогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств.
Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведении осуществляются в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно-положительных черт и качеств. В воспитании используются как общепедагогические методы и приемы, так и специальные меры воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении в зависимости от степени и структуры недостатка, сущности и характера отклонения, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Обучение – специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обучаемого, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
Обучение в коррекционной педагогике носит специфический характер, определяемый глубиной и характером недостатка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируются в зависимости от степени отставания или педагогической запущенности данного ребенка.
Развитие ребёнка – это биологические, эмоциональные и психологические изменения детей, происходящие с ними в период взросления.
Характерные недостатки развития детей с ОВЗ – это:
- замедленное и ограниченное восприятие;
- недостатки развития моторики;
- недостатки речевого развития;
- недостатки развития мыслительной деятельности;
- недостаточная познавательная активность;
- пробелы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях.
Обучение и развитие – два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Льву Семёновичу Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятельно в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи педагога. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное развитие, когда поддержка педагога помогает раскрыться внутренней активности ребенка, повышает уровень его самостоятельности. Обучение ведет за собой развитие.
Коррекционно-воспитательная деятельность охватывает всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении. Она направлена на изменение познавательных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств, на развитие его интересов и склонностей, трудовых, художественно-эстетических и иных способностей.
Коррекционно-развивающее обучение – это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим трудности в обучении и адаптации. Основная задача данной работы – систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполнения его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
По мнению отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) цель коррекционной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного субъекта этого процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации (И. (лат. внутренний) формирования внутренних структур человеческой психики, благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности).
А теперь обозначим ведущие стратегические направления этого процесса. Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические направления:
корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными) – т.е. «терапия средой»;
специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий;
Эти направления также включают:
психогигиену общения и семейного воспитания.
нормализацию и обогащение отношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом;
компенсацию пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой он может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечение спортом, техникой, музыкой и т.д.);
восстановление у ребенка положительных качеств личности, которые получили незначительную деформацию (девиацию);
постоянную стимуляцию положительных качеств, не утративших социальной значимости;
интенсификацию положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
усвоение и накопление социально-ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;
исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.
Нарушения развития, по данным психоневрологов, детских психиатров, наиболее резко проявляются в эмоционально-волевой сфере ребёнка и его характере (А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко, М.И. Буянов, А.И. Захаров, А.Е. Личко и др.). В литературе выделяются различные характерологические и поведенческие отклонения ребёнка. Перечислим наиболее типичные из них: расторможенность, гиперактивность. Двигательная расторможенность может сочетаться с другими отклонениями. Наиболее часто расторможенность сочетается с психической незрелостью, которую разывают инфантилизмом (М.И. Буянов).
Повышенная эмоциональная возбудимость (аффективность). Аффективное поведение – это склонность детей к частым, острым и разрушительным эмоциональным состояниям. Проявляется в повышенной обидчивости, необузданности эмоций смеха и плача, капризах, упрямстве, остро выраженных симпатиях и антипатиях к людям, импульсивности поступков ребёнка. Могут быть заторможенность, страхи, застенчивость, пугливость, наличие фобий, пассивность.
Особую группу составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Такие дети относятся к категории «трудных», поскольку обычные способы обучения и воспитания ими не всегда воспринимаются.
Вывод: Система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать ребёнка с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.05.2025
Дата обновления: 13.05.2025
Дата публикации: 27.12.2024