Доклад учителя-дефектолога Ребриевой Е.В. для выступления на МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
26.03.2025
Содержание работы коррекционного педагога в образовательной организации соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и Федеральной адаптированной образовательной программе (ФАОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из путей повышения качества коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ является использование современных образовательных технологий, оригинальных творческих приемов и методов, позволяющих развивать речевые и мыслительные способности ребенка.
Современный учитель-логопед использует в коррекционной работе с детьми с ОВЗ множество педагогических технологий, такие, как:
• Здоровьесберегающие технологии. Оптимизируют процесс коррекции речи, способствуют оздоровлению всего организма ребёнка, создают психофизиологический комфорт во время занятий.
• Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Данные технологии помогают логопеду не только подготовиться к занятию, но и разнообразить учебно-воспитательный процесс.
• Метод проектов. Участвовать в работе над проектом способны дети разного уровня речевого развития, этот метод способствует развитию когнитивных способностей обучающихся.
• Мнемотехника. Система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
• Игровые технологии. Имитирование реальных ситуаций, придуманных или восстановленных сказочных сюжетов или мини-историй. В данном докладе мы, согласно общей теме заседания, более подробно остановимся на использовании коррекционными педагогами игровых технологий.
Основным видом деятельности ребёнка в дошкольном и младшем школьном возрасте является игра, которая с большим успехом используется в педагогической практике. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций.
Игра также является важным средством воспитания. При этом развивается личность ребенка: познавательные процессы, чувства, эмоции, воля.
Л. С. Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, является «лучшей формой организации эмоционального поведения, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра – это всегда эмоции; а там, где эмоции, – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление».
Актуальность данного доклада состоит в том, что игра, как инструмент успешной логопедической работы с детьми с ОВЗ и мощный вид мотивации, находится сейчас в центре внимания современной педагогики. При использовании практически любой педагогической технологии учитель-логопед должен включать в образовательный процесс игру или элементы игры.
Различные методики определяют игру как средство, вид, форму, метод организации обучения.
Замечательный педагог Михаил Фёдорович Стронин определял игру как «ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность многократного повторения речевого образца в условиях максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия». В итоге обучающимися достигаются основная цель упражнений – формирование умений практического использования полученных знаний, их закрепления и совершенствования.
Обучающая игра имеет свою структуру. Это воображаемая ситуация со своим сюжетом и действующими лицами, у которых есть общие или особенные роли и реализующие их игровые действия, игровое употребление предметов, специфическая цель игры.
В литературе существуют различные классификации дидактических игр. Это разделение игр по содержательному признаку, по форме или по количеству игроков. Игры бывают индивидуальные, групповые, предметные, подвижные, настольные, ролевые, простые и сложные и т.д.
Многие методисты подразделяют учебные игры только на языковые и коммуникативные. По их мнению, к языковым играм можно отнести те игры, в которых проходит целенаправленная и достаточно жесткая отработка изучаемого языкового материала на уровне грамматики или лексики. К играм такого характера относятся также: лото, кроссворды, ребусы, анаграммы, игры с кубиком, карточками, лабиринты, составление слов или предложений и др.
К коммуникативным играм, по мнению этих методистов, относятся игры, где учитель практически не может влиять на характер, содержание и способ речевого взаимодействия, где учащиеся сами решают, что, кому и как говорить, например, в ролевых играх на заданную тему. Основная цель коммуникативной игры состоит в организации неподготовленной коммуникации. Коммуникативные игры обучают общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений.
По моему мнению, наиболее полной является классификация игр М.Ф. Стронина, который делит все игры на два раздела:
1) Подготовительные игры: (грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры), способствующие формированию речевых навыков.
2) Творческие игры (фонетические, речевые, ролевые, деловые игры), цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
Раздел I: Подготовительные игры, включающие:
1) Грамматические игры: Данный вид игр направлен на введение, закрепление, контроль и употребление различных грамматических структур путём создания игровой ситуации общения. Игры помогают сделать скучную работу по многократному повторению грамматических конструкций более интересной и увлекательной.
2) Лексические игры: данный вид игр направлен на введение, закрепление и контроль лексического материала, развитие лексического навыка в ситуациях, приближенных к естественной обстановке, развитие речевой реакции учащихся.
Эффективными лексическими играми являются игры с антонимами, синонимами, омонимами, подбором рифмы, игры в «эхо», загадки.
Фонетические игры: Эти игры развивают и практикуют произносительные и слуховые навыки, способствуют ликвидации дефектов произношения ребенка.
Орфографические и графомоторные игры, которые способствуют формированию и развитию орфографических и моторных навыков, основная цель которых - освоение изученной лексики. Полезным видом игры является применение разрезной азбуки и составление с её помощью различных слов.
К орфографическим играм относятся кроссворды, чайнворды, словесные квадраты, и т.д.
Ролевые игры: (ролевые ситуации, инсценировки сказок, спектаклей, пьес, драматизации, деловые игры). Ролевая игра является формой коллективной учебной деятельности на занятии, с помощью которой обеспечиваются формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения или имитирующих такое общение. Ролевые игры являются продуктивными для развития навыков устной речи. Для ролевой игры необходимо наличие единого сюжета, соответствующего коммуникативной ситуации и ролевых отношений между участниками общения. Ролевая игра занимает особое положение среди обучающих игр. Сейчас ролевая игра широко применяется в рамках коммуникативного обучения и при работе по интенсивным методам. Формы ролевой игры на занятиях учителя-логопеда различны. На начальном этапе обучения применяют в основном ролевые игры на основе сюжета бытового или сказочного содержания. Это сюжетные игры типа «магазин», «школа», «больница» и т.д. Основная задача, стоящая перед участниками ролевой игры, — смоделировать речевые высказывания, приемлемые в заданной ситуации общения.
Крупнейший теоретик игровой деятельности Даниил Борисович Эльконин считал, что «игра выполняет четыре важнейшие для человека функции: средство развития мотивационной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения».
Мы можем сделать вывод, что использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» обязательно должно включать дидактическую игру или её элементы.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.05.2025
Дата обновления: 13.05.2025
Дата публикации: 26.03.2025