Организация взаимодействия специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ при реализации инклюзивного образования в ДОУ.

13.05.2022


Несомненно, инклюзивное образование в России развивается. Уже сделано многое, но еще больше предстоит сделать. На сегодняшний день проблеме развития инклюзивного образования в России уделяется особое внимание. Эффективная интеграция детей с особыми образовательными потребностями в среду дошкольного образовательного учреждения невозможна без специализированного психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса. Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования является комплексный подход к сопровождению. Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. В нашем ДОУ создан психолого – педагогический консилиум, осуществляющий сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения (далее ППк). В службу сопровождения входят специалисты: учитель-логопед, дефектолог (1 человек), музыкальный руководитель (1 человек), инструктор по физической культуре (1 человек), педагог-психолог (1 человек), воспитатели. Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ.

 Основные этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППк:

1 этап: сбор информации о ребенке (обследование специалистами, педагогами, медицинскими работниками.)

2 этап: разработка адаптированной образовательной программы разработка индивидуального маршрута сопровождения.

3 этап: коррекционная работа с ребенком.

4 этап: результаты коррекционной работы корректировка индивидуального маршрута сопровождения.

Для качественной реализации инклюзивного образования мы используем следующий алгоритм сопровождения детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов:

- Сбор информации и составление банка данных детей с ОВЗ на основе заключения  психолого-медико-педагогической комиссии (далее ПМПК);

 - Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы (с учетом рекомендаций ПМПК);

- Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ;

- Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей;

 - Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия;

- Составление адаптированных индивидуальных коррекционно-развивающих программ группой педагогических работников;

- Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка, знакомство с адаптированной образовательной программой их ребенка.

 - Информирование родителей о результатах работы с детьми;

- Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели;

- Проектирование последующей работы с детьми.

Деятельность специалистов ППк при сопровождении детей с ОВЗ.

Учитель – логопед:

-Развитие речи и психических процессов;

- Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части его речевого развития;

- Разработка рекомендаций другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком;

- Разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов;

 - Обеспечение совместной деятельности детей в соответствии с программой;

- Взаимодействие с родителями.

Педагог-психолог:

- Психологическая диагностика;

- Участие в разработке адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части формирования познавательных психических процессов и эмоционально-волевых качеств;

- Осуществление коррекционно-развивающей работы в соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребенка с ОВЗ;

- Сопровождение ситуации включения с точки зрения эмоционального благополучия всех воспитанников группы;

 - Разработка рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом данных психодиагностики;

- Взаимодействие с родителями. Хочу такой сайт

 Воспитатель:

 - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ в соответствии с его способностями;

 - Включение коррекционных мероприятий в каждую из образовательных областей при планировании работы;

 - Фронтальные, индивидуальные формы работы с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;

-Взаимодействие с родителями.

Инструктор по физической культуре:

 - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ по формированию физических качеств и здорового образа жизни;

- Игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;

-Упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;

-Подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;

- Игры на развитие пространственной ориентации;

 - Взаимодействие с родителями.

Музыкальный руководитель:

 - Участие в разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ по разделу «Музыкальное развитие» в соответствии с его способностями;

- Использование фонопедических упражнений для развития носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимуляции гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга;

- Музыкально-ритмические игры;

- Упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;

- Этюды на развитие выразительности мимики, жеста;

- Игры-драматизации;

- Взаимодействие с родителями.

Старший воспитатель:

 - Перспективное планирование ППк;

 - Координация деятельности и взаимодействия специалистов;

 - Контроль за организацией работы;

- Анализ эффективности.

Методическая составляющая в системе управления образовательного учреждения является ведущей при организации коррекционно-педагогической работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.

 Коррекционно-развивающая работа с детьми в условиях инклюзивного образования предполагает взаимодействие специалистов и носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование готовности детей с нарушениями развития к обучению в школе, социализации и адаптации их в обществе. Важным аспектом в работе специалистов является формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты проводят консультативную и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья у педагогов ДОУ, воспитанников и родителей здоровых детей. С этой целью в план работы ДОУ включены мероприятия воспитанию толерантного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья. С учетом возраста детей специалисты проводят ролевые игры, проигрывают ситуации, обсуждают, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы можно было учиться вместе. Инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов. Наряду с методическими знаниями, умениями, навыками педагога, на первый план выступают знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды, умение реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды. Специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных программ к особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проводят обучающие мероприятия, направленные на совершенствование их профессионального мастерства, принятие идеологии инклюзивного образования, понимание и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, разрабатывают рекомендации, информационные материалы. Одной из проблем инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями является нежелание родителей нормально развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе специалистов ППк ДОУ, участие в родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, тренинговые занятия, распространение памяток, оформление стендов, информации в сети Интернет на сайте ДОУ. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними. Кроме этого осуществляется психолого-педагогическое сопровождение родителей детей с ОВЗ. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности за счет повышения  педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместной деятельности и рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Таким образом, при реализации инклюзивного образования важно чтобы в образовательном учреждении было организовано качественное психологопедагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования — это важная составляющая модели инклюзивного образования.

Баркина Е.А., старший воспитатель

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 07.06.2022

Дата обновления: 07.06.2022

Дата публикации: 13.05.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».