Организация взаимодействия специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников с ОВЗ при реализации инклюзивного образования в ДОУ.
13.05.2022
Несомненно, инклюзивное образование в России
развивается. Уже сделано многое, но еще больше предстоит сделать. На
сегодняшний день проблеме развития инклюзивного образования в России уделяется
особое внимание. Эффективная интеграция детей с особыми образовательными
потребностями в среду дошкольного образовательного учреждения невозможна без
специализированного психолого-педагогического сопровождения инклюзивного
процесса. Одним из главных принципов психолого-педагогического сопровождения
инклюзивного образования является комплексный подход к сопровождению.
Инклюзивная образовательная среда формируется целой командой педагогов и
специалистов – коллективом, работающим в междисциплинарном сотрудничестве. В
нашем ДОУ создан психолого – педагогический консилиум, осуществляющий
сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего
периода его обучения (далее ППк). В службу сопровождения входят специалисты:
учитель-логопед, дефектолог (1 человек), музыкальный руководитель (1 человек),
инструктор по физической культуре (1 человек), педагог-психолог (1 человек),
воспитатели. Целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация
индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно-педагогической работы с
детьми с ОВЗ.
Основные
этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в рамках ППк:
1
этап: сбор информации о ребенке (обследование
специалистами, педагогами, медицинскими работниками.)
2
этап: разработка адаптированной образовательной программы
разработка индивидуального маршрута сопровождения.
3
этап:
коррекционная работа с ребенком.
4
этап: результаты коррекционной работы корректировка
индивидуального маршрута сопровождения.
Для качественной реализации инклюзивного образования
мы используем следующий алгоритм сопровождения детей с ОВЗ, в том числе
детей-инвалидов:
- Сбор информации и составление банка данных детей с
ОВЗ на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(далее ПМПК);
-
Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений
коррекционно-развивающей работы (с учетом рекомендаций ПМПК);
- Выбор технологии воспитания и развития детей с
ОВЗ;
- Повышение психолого-педагогической компетенции и
профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного
сопровождения, в том числе и родителей;
- Разработка
основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом
комплексности взаимодействия;
- Составление адаптированных индивидуальных
коррекционно-развивающих программ группой педагогических работников;
- Включение родителей в процесс комплексного
сопровождения ребенка, знакомство с адаптированной образовательной программой
их ребенка.
-
Информирование родителей о результатах работы с детьми;
- Оценка эффективности совместной деятельности
участников сопровождения в рамках разработанной модели;
- Проектирование последующей работы с детьми.
Деятельность специалистов ППк при сопровождении
детей с ОВЗ.
Учитель
– логопед:
-Развитие речи и психических процессов;
- Участие в разработке и реализация адаптированной
образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части его речевого развития;
- Разработка рекомендаций другим специалистам по
использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком;
- Разработка и уточнение индивидуальных
образовательных маршрутов;
- Обеспечение
совместной деятельности детей в соответствии с программой;
- Взаимодействие с родителями.
Педагог-психолог:
- Психологическая диагностика;
- Участие в разработке адаптированной
образовательной программы для ребенка с ОВЗ в части формирования познавательных
психических процессов и эмоционально-волевых качеств;
- Осуществление коррекционно-развивающей работы в
соответствии с индивидуальной адаптированной образовательной программой ребенка
с ОВЗ;
- Сопровождение ситуации включения с точки зрения
эмоционального благополучия всех воспитанников группы;
- Разработка
рекомендаций другим специалистам по организации работы с ребенком с учетом
данных психодиагностики;
- Взаимодействие с родителями.
Воспитатель:
- Участие в
разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с
ОВЗ в соответствии с его способностями;
- Включение
коррекционных мероприятий в каждую из образовательных областей при планировании
работы;
-
Фронтальные, индивидуальные формы работы с применением дидактических игр и
упражнений на развитие всех компонентов речи;
-Взаимодействие с родителями.
Инструктор
по физической культуре:
- Участие в
разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с
ОВЗ по формированию физических качеств и здорового образа жизни;
- Игры и упражнения на развитие общей, мелкой
моторики;
-Упражнения на формирование правильного
физиологического дыхания и фонационного выдоха;
-Подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением
на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- Игры на развитие пространственной ориентации;
-
Взаимодействие с родителями.
Музыкальный
руководитель:
- Участие в
разработке и реализация адаптированной образовательной программы для ребенка с
ОВЗ по разделу «Музыкальное развитие» в соответствии с его способностями;
- Использование фонопедических упражнений для
развития носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимуляции
гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга;
- Музыкально-ритмические игры;
- Упражнения на развитие слухового восприятия,
двигательной памяти;
- Этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- Игры-драматизации;
- Взаимодействие с родителями.
Старший
воспитатель:
-
Перспективное планирование ППк;
- Координация
деятельности и взаимодействия специалистов;
- Контроль за
организацией работы;
- Анализ эффективности.
Методическая составляющая в системе управления
образовательного учреждения является ведущей при организации коррекционно-педагогической
работы в детском саду, направлена на формирование педагогического коллектива
единомышленников, которые способны внедрять современные научные исследования и
лучший педагогический опыт воспитания и обучения детей.
Коррекционно-развивающая работа с детьми в
условиях инклюзивного образования предполагает взаимодействие специалистов и
носит комплексный характер. Только в тесном взаимодействии всех участников
педагогического процесса возможно успешное формирование готовности детей с нарушениями
развития к обучению в школе, социализации и адаптации их в обществе. Важным
аспектом в работе специалистов является формирование толерантного отношения к
людям с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты проводят
консультативную и просветительскую работу, направленную на принятие идеологии
инклюзивного образования, формирование толерантного отношения к людям с
ограниченными возможностями здоровья у педагогов ДОУ, воспитанников и родителей
здоровых детей. С этой целью в план работы ДОУ включены мероприятия воспитанию
толерантного отношения здоровых детей к детям с ограниченными возможностями
здоровья. С учетом возраста детей специалисты проводят ролевые игры,
проигрывают ситуации, обсуждают, как преодолеть барьеры и сделать так, чтобы
можно было учиться вместе. Инклюзивное образование предъявляет особые
требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов. Наряду с
методическими знаниями, умениями, навыками педагога, на первый план выступают
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного
развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды, умение
реализовывать различные способы взаимодействия между всеми субъектами
образовательной среды. Специалисты консультируют педагогов по адаптации учебных
программ к особенностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
проводят обучающие мероприятия, направленные на совершенствование их
профессионального мастерства, принятие идеологии инклюзивного образования,
понимание и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья, разрабатывают рекомендации,
информационные материалы. Одной из проблем инклюзивного образования детей с
особыми образовательными потребностями является нежелание родителей нормально
развивающихся сверстников обучать своих детей вместе с детьми с ограниченными
возможностями здоровья. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в
работе специалистов ППк ДОУ, участие в родительских собраниях, индивидуальные и
групповые консультации, тренинговые занятия, распространение памяток,
оформление стендов, информации в сети Интернет на сайте ДОУ. Эти формы
педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям
с ограниченными возможностями здоровья, правильно организовать общение с ними.
Кроме этого осуществляется психолого-педагогическое сопровождение родителей
детей с ОВЗ. Вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на
преодоление их социальной беспомощности за счет повышения педагогической компетентности, обучения
навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместной деятельности и
рекомендаций специалистов, а также за счет общения с другими родителями в
рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее
несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Таким образом,
при реализации инклюзивного образования важно чтобы в образовательном
учреждении было организовано качественное психологопедагогическое
сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат.
Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования — это важная
составляющая модели инклюзивного образования.
Баркина Е.А., старший воспитатель
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 07.06.2022
Дата обновления: 07.06.2022
Дата публикации: 13.05.2022