Памятка для родителей «Какие родители такие и дети"»
15.06.2021
Памятка для родителей
«Какие родители такие и дети"»
Авторитетные
родители – инициативные, общительные, добрые дети.
Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют
растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми
установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных
пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем.
Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это
потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Родители оказывают эмоциональную поддержку
ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и
эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту
детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
В идеале ни родители, ни дети не занимают в
доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом,
в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без
борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание
свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними
стабильные, удовлетворяющие всех.
Родители стараются учить ребенка своим
примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.
По мере взросления дети приобретают чувство
ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей
хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и
социальные навыки. В таких семьях проблемы воспитания решаются мирным
путем.
Авторитарные
родители – раздражительные,
склонные к конфликтам дети
Авторитарные родители (авторитарный стиль
воспитания) (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»).
Авторитарному
(диктаторскому) стилю воспитания недостает теплоты, для него характерна строгая
дисциплина, общение в режиме “родитель - ребенок”превалирует над общением
ребенок-родитель, ожидания таких родителей в отношении их детей весьма велики.
Все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен
подчиняться их воле, авторитету.
Авторитарные родители, как правило, мало демонстрируют свою любовь и
“кажется, что они несколько отстранены от своих детей”. Родители отдают
инструкции и приказы, при этом не обращая внимания на мнение детей и не
признавая возможности компромисса. В таких семьях высоко ценятся послушание,
уважение и следование традициям. Правила не обсуждаются. Считается, что
родители всегда правы, а непослушание наказывается - часто физически. Но
родители все же “не переступают черту и не доходят до избиения и жестокого
обращения”. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным
как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми
запретами, выговорами и физическими наказаниями.
Этот стиль воспитания приводит к ряду
недостатков в развитии ребенка. В подростковом возрасте
авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные,
сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и
нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие,
неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо
самостоятельно. Такие дети в подростковый период, когда влияние сверстников на
их поведение наиболее велико, легче поддаются дурному воздействию с их стороны;
они привыкают не обсуждать свои проблемы с родителями (зачем утруждаться, если
все равно ты всегда не прав или на тебя не обращают никакого внимания?) и
зачастую подпадают под сильное влияние сверстников. Уровень насилия среди
мальчиков из таких семей наиболее велик. Они не уверены в своем успехе, менее
уравновешены и менее настойчивы в достижении цели, а также имеют низкую
самооценку. . Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми,
поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что
ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к
окружающим.
Либеральные родители (либеральный стиль воспитания) (в
терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»
Для либерального (свободного) стиля
характерны теплые отношения между родителями и детьми, низкая дисциплина,
общение “ребенок-родитель” превалирует над отношениями “родитель - ребенок”, а
также либеральные родители не возлагают на своих детей больших ожиданий.
Ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и
ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для
которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Либеральные родители заботливы, внимательны,
у них очень тесные отношения с детьми. Больше всего они беспокоятся о том,
чтобы дать детям возможность выразить себя, творческие стороны своей личности и
индивидуальность, и сделать их счастливыми. Они верят, что именно это научит их
отличать правильное от неправильного. Либеральным родителям сложно установить
четкие границы допустимого поведения для своих детей, они непоследовательны
и часто поощряют раскованное поведение. Если определенные правила или стандарты
и существуют в семье, то детей не заставляют следовать им в полной мере.
Парадоксально то, что дети из таких семей становятся самыми несчастными. Они
более подвержены таким психологическим проблемам, как депрессии и разного рода
фобии, среди них высока склонность к совершению насилия. Они также легко вовлекаются в
разного рода антиобщественные действия. Исследования показали, что существует
связь между либеральным воспитанием и преступлениями среди малолетних,
злоупотреблением наркотиками и алкоголем, а также ранней сексуальной
активностью.
Такие родители прививают своим детям мысль,
что они могут добиться желаемого, манипулируя окружающими: “Дети приобретают ложное
ощущение контроля над своими родителями, а затем пытаются управлять и
окружающими их людьми”. Позднее они плохо успевают в школе, значительно чаще не
слушаются старших, а “также могут попытаться обойти не четко сформулированные
законы и правила”.
Так как их не научили контролировать себя и
следить за своим поведением, то у таких детей меньше шансов развить чувство
самоуважения. Недостаток дисциплины вызывает у них желание самим установить
какой-либо надзор, поэтому они “прилагают много усилий для установления
контроля над своими родителями и пытаются добиться от них контроля над собой”.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют
с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей,
устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и
ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со
стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети
чувствуют страх и неуверенность.
Существует прочная взаимосвязь между либеральным
стилем воспитания и плохой успеваемостью в школе, так как родители мало
интересуются образованием детей и не проводят с ними обсуждений и дискуссий на
различные темы. Другими негативными последствиями являются нарушения сна и
отсутствие чувства безопасности.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.07.2021
Дата обновления: 13.07.2021
Дата публикации: 15.06.2021