"Адаптация ребенка к ДОУ".

02.06.2023

           Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких. Это замечательный ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребенка. Но время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад.

      Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть: отсутствие близких, родных людей, появляется необходимость соблюдать режим, ребенок  вступает  в постоянный контакт со  сверстниками и незнакомыми взрослыми.

      В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни Вашего ребенка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к ребенку.

          Адаптация ребенка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых (родителей, воспитателей). Ребенок пока еще не способен выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в его поведении. Но если отнестись к малышу внимательно и без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для Вас и ребенка. 

Некоторые проявления, на которые стоит обратить  внимание  родителям:

     В этот период  ребенку могут  быть свойственны:

 

·       эмоциональная нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря интереса к любимым  игрушкам и занятиям;

·          речь может "вернуться " на несколько месяцев назад, и это относится не только к речи. Ребенок вдруг начинает демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребенка. В состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно.

·       повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки ослабляют иммунитет ребенка.

 

          Такие симптомы, несомненно, тревожат родителей и создают дискомфорт ребенку.

 Все вышеперечисленные признаки являются наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребенка вне зависимости от его и нашего  с Вами желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться, и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны у каждого отдельного ребенка и есть признаки, на которые необходимо обратить особое внимание.

 

 

 

Признаки невротических реакций в период адаптации:

ü  рвота;

ü   повышенное  пристрастие к личным вещам;

ü   наличие страхов;

ü  неуправляемое поведение;

ü  стремление спрятаться от взрослых;

ü  истерические реакции;

ü  тремор (дрожание) подбородка, пальчиков;

ü  сосание пальца, появление подёргивания части лица или тела;

ü   недержание мочи или кала, как днем, так и ночью;

ü  выщипывание волос, бровей, ресниц, расчесывание отдельных участков тела до крови.

 

Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребенка, немедленно обратитесь к детскому неврологу! 

         Данные эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания, участия,    отношения к проблемам ребенка в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации — явление не уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, иногда длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.

Советы родителям по адаптации ребенка к ДОУ.

1.Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.

2.В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его сотрудников.

3.Не наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.

4.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.

5.Дома проговаривайте с ребенком все режимные моменты, которые будут происходить с ним в ДОУ: «Мы придем в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду».

 Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.

6.Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.

7.Создайте в доме спокойную, бесконфликтную обстановку.

8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без того перегруженную психику ребенка.Хочу такой сайт

9.Будьте терпимы к капризам ребенка. При  явно выраженных невротических реакциях лучше оставить ребенка дома.

10.Эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково по имени.

11.Не планируйте важных дел в первые недели пребывания ребенка в ДОУ. Выход на работу необходимо заранее спланировать с учетом периода привыкания малыша. Это поможет снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.

                           

                                 КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ
 

Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение 128 дней.

По длительности выделяют три вида адаптации:

Легкая адаптация: от 10 до 25 дней.

У ребенка  на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает  есть.

Настроение преобладает  бодрое, заинтересованное, в сочетании с     утренним плачем.

Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным.

Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.

К концу первого месяца восстанавливается  активная речь.

Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести: от 25 до 60 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.

Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече).

Отношение к детям,  как правило, безразличное, но может быть и  заинтересованным

Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.

Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение  1,5 – 2 недель.

Адаптация тяжелой степени:  болеее  60 дней.

Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,  просыпается со слезами.

Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.

Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет.

Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в  ДОУ.

Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное,     лишенное практического взаимодействия.

Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет     агрессию.

Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.

Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Адаптационный период для каждого ребенка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребенка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребенка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.08.2023

Дата обновления: 11.08.2023

Дата публикации: 02.06.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».