"Адаптация ребенка к ДОУ".
02.06.2023
Период младенчества прекрасен и
эмоционально насыщен для малыша и его близких. Это замечательный ни с чем
несравнимый период психологического единения матери и ребенка. Но время идет,
малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни –
знакомство с таким социальным институтом как детский сад.
Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка
серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть: отсутствие близких,
родных людей, появляется необходимость соблюдать режим, ребенок вступает в постоянный контакт со сверстниками и
незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться
приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него
разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых.
На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни Вашего ребенка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к ребенку.
Адаптация ребенка к новым обстоятельствам жизни
— сложный процесс, как для детей, так и для взрослых (родителей, воспитателей).
Ребенок пока еще не способен выразить свои чувства словами, поэтому появляются
значительные перемены в его поведении. Но если отнестись к малышу внимательно и
без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно
для Вас и ребенка.
Некоторые проявления, на которые стоит
обратить внимание родителям:
В этот период ребенку могут быть свойственны:
·
эмоциональная
нестабильность, перепады настроения, плаксивость, агрессивность, потеря
интереса к любимым игрушкам и занятиям;
·
речь может "вернуться " на несколько месяцев назад, и это относится не только к речи. Ребенок вдруг начинает
демонстрировать то поведение, которое было у него год назад. Не стоит проявлять
особого беспокойства по этому поводу, а тем более бранить и стыдить ребенка. В
состоянии тревоги нам всем частенько хочется побыть детьми, как бы спрятаться
от проблем, уйти туда, где было безопасно и комфортно.
·
повышается
восприимчивость к инфекционным заболеваниям, так как эмоциональные нагрузки
ослабляют иммунитет ребенка.
Такие симптомы, несомненно, тревожат
родителей и создают дискомфорт ребенку.
Все вышеперечисленные признаки являются
наиболее типичными при адаптации малыша к ДОУ. Их появление свидетельствует скорее о норме, чем о патологии. Так
как психика при нормативном функционировании должна реагировать на изменение
условий жизни. И то, что эти реакции проявятся в поведении ребенка вне
зависимости от его и нашего с Вами
желания, совершенно естественно. Другое дело, как долго они будут сохраняться,
и омрачать детскую душу переживаниями. Но следует учитывать то, что нет
абсолютно одинаковых детей, особенности функционирования нервной системы различны
у каждого отдельного ребенка и есть признаки, на которые необходимо обратить
особое внимание.
Признаки невротических
реакций в период адаптации:
ü рвота;
ü повышенное
пристрастие к личным вещам;
ü наличие страхов;
ü неуправляемое поведение;
ü стремление спрятаться от взрослых;
ü истерические реакции;
ü тремор (дрожание) подбородка,
пальчиков;
ü сосание пальца, появление
подёргивания части лица или тела;
ü недержание мочи или кала, как днем, так и
ночью;
ü выщипывание волос, бровей, ресниц,
расчесывание отдельных участков тела до крови.
Если Вы обнаружили хотя бы 1-2 из перечисленных симптомов у Вашего ребенка, немедленно обратитесь к детскому неврологу!
Данные
эмоциональные и поведенческие трудности, возникающие у детей при адаптации к
условиям детского сада, безусловно, требуют от родителей повышенного внимания,
участия, отношения к проблемам ребенка
в указанный период. Не стоит впадать в панику, винить себя и малыша в
проблемной ситуации. Повышенная тревожность в данной ситуации — явление не
уникальное и даже типичное. Адаптация ребенка к условиям ДОУ не простой, иногда
длительный процесс. Но только в руках у родителей имеются все необходимые
возможности для того чтобы сделать его менее болезненным и драматичным.
Советы родителям по адаптации ребенка к
ДОУ.
1.Старайтесь
не нервничать, не показывать свою тревогу накануне посещения ДОУ.
2.В
присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес ДОУ и его
сотрудников.
3.Не
наказывайте и не запугивайте детским садом и воспитателями.
4.В выходные
дни резко не меняйте режим дня ребенка, старайтесь придерживаться режима ДОУ.
5.Дома
проговаривайте с ребенком все режимные моменты, которые будут происходить с ним
в ДОУ: «Мы придем в детский садик, я помогу тебе раздеться, вместе с тобой
сложим вещи в шкафчик, попрощаемся, и ты войдешь в группу, поздороваешься с
воспитателем, детьми, поиграешь, погуляешь, пообедаешь, и я за тобой приду».
Благодаря таким разговорам ребенок привыкает к определенной последовательности событий, знает в какой момент за ним придут, все это упорядочивает его нарушенную жизнь.
6.Не отучайте ребенка от вредных привычек в период адаптации.
7.Создайте в
доме спокойную, бесконфликтную обстановку.
8.На время
прекратите посещение с ребенком многолюдных мест (цирк, театр…), сократите
просмотр телевизионных передач, старайтесь щадить ослабленную нервную систему
ребенка. Помните, что даже избыток положительных эмоций излишне напрягают и без
того перегруженную психику ребенка.
9.Будьте
терпимы к капризам ребенка. При явно выраженных невротических реакциях
лучше оставить ребенка дома.
10.Эмоционально
поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, поглаживайте, целуйте, называйте ласково
по имени.
11.Не
планируйте важных дел в первые недели пребывания ребенка в ДОУ. Выход на работу
необходимо заранее спланировать с учетом периода привыкания малыша. Это поможет
снизить нагрузку на нервную систему мамы, ведь дети чувствуют любые перемены в
эмоциональном состоянии материи и реагируют на них изменением поведения.
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ
Необходимо учитывать: адаптационный период протекает в течение 128 дней.
По
длительности выделяют три вида адаптации:
Легкая адаптация: от 10 до 25 дней.
У
ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает
есть.
Настроение
преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании
с утренним плачем.
Отношения к
близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро
отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как
безразличным, так и заинтересованным.
Интерес к
окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых.
К концу
первого месяца восстанавливается активная речь.
Ребенок
болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Адаптация средней тяжести: от 25 до 60
дней.
Сон и
аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
Настроение
не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Отношение к
близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и
встрече).
Отношение к
детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным
Речь либо не
используется, либо речевая активность замедляется.
Заболеваемость
от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений.
Изменения в
вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки,
шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.
Адаптация тяжелой степени: болеее 60 дней.
Ребенок
плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со
слезами.
Аппетит
снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды,
невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул.
Настроение
безучастное, ребенок много и длительно плачет.
Поведенческие
реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ.
Отношение к
близким людям: эмоционально – возбужденное, лишенное
практического взаимодействия.
Отношение к
детям: избегает общения, сторониться или проявляет
агрессию.
Речь не
использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода.
Заболеваемость
более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.
Адаптационный период для каждого ребенка проходит
по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития
общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами.
Необходимо помнить, что перемены в жизни ребенка – это также тест на
родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы
поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что
на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с
миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей
личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребенка, уверенность
в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру
в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.08.2023
Дата обновления: 11.08.2023
Дата публикации: 02.06.2023