Консультация для родителей "Вежливость воспитывается вежливостью"
11.05.2021
Важный
элемент человеческой культуры – речевой этикет. В детском саду воспитатели
обращают внимание на обучение детей вежливости, учат их правилам речевого
этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по
отношению к ребёнку или в его присутствии не совсем изысканные слова,
выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом
за такие высказывания их – к большому удивлению – наказывают. «Дети –
увеличительные стёкла зла, - как-то заметил Л. Н. Толстой, - Неправильные,
грубые слова взрослых они услышат быстрее, чем вежливые, т. к. последнее для
детей привычнее, чем первые… ». Современный подход к ребёнку, как к личности,
нуждающейся в понимании, в уважении её интересов и прав, делает проблему
воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы
«этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объёме,
как родители, так и педагоги. Сохранить человеческое в наших детях, заложить
нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным
влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – эти задачи
выходят на первое место в воспитательной работе. Но добиться положительных
результатов в воспитании этического поведения можно только при условии, что эта
работа ведётся с раннего возраста систематически и целенаправленно, с
использованием различных форм, средств и методов воспитательного воздействия.
Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда взаимосвязаны. Нельзя
научить ребёнка добру, не сформировав у него понятий «красивое» и «некрасивое»,
не сформировав эмоционального протеста против зла, который в этом возрасте
бывает особенно выразителен под воздействием произведений литературы,
искусства. В детсаду дети общаются друг с другом до 10 часов в день. Во время
общения и проходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого
речевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и
друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике. Конечно, этикет только
одно из многочисленных средств общения, но особо значимое и ценное. Замечено,
что педагог часто учит не тому, что говорит, а как говорит, как общается, как
относится к детям, коллегам. Нередко воспитатель требует вежливости к себе,
особого внимания, но не умеет слушать, поблагодарить ребёнка или извиниться
перед ним. У этикета есть словестные и несловесные средства («волшебные» слова
и взгляды, рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки) . Важно
обучить детей всему, что связано с этикетом, но особенно важно наполнить
детский словарь словестными средствами. Самых распространённых «вежливых» слов,
которые всегда должны быть в «запасе», всего-то около тридцати. Задание для
взрослых: посчитайте свой запас, а потом детский. Между ними присутствует самая
непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаёшь, тем больше
получаешь… ». Так что же мы отдаём из своего «волшебного запаса» в течение дня
воспитанникам? Вспоминаем и считаем! Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя
видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? ». За завтраком, обедом, ужином:
«Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать»,
«Всё было очень вкусно». Во время общения – «Разреши», «Будь добр»,
«Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
После тихого часа – «Как спалось? », «Как твоё здоровье? ». Вечером – «Добрый
вечер», «До свидания», «До завтра», «Счастливого пути», «Всего хорошего»,
«Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов». Воспитанием вежливости педагоги
детского сада занимаются во время всех режимных моментов, на любых занятиях и
вне их. В практике ДОУ предпочтение часто отдаётся таким методам, как прямое
объяснение этикетных норм, убеждение, разъяснение / разговоры, беседы/. Не
умаляя значения такого способа, как разъяснение детям правил этикета и
этикетного поведения, необходимости их соблюдения, всё же самым действенным, на
мой взгляд, способом воспитания вежливости и речевого этикета после личного
примера взрослого, является ролевая и театрализованная игра. Велика роль
художественной литературы, которая даёт образцы нравственности, вежливого
поведения и наоборот. Не следует забывать о значении дидактических картин в
развитии словаря и связной речи, в усвоении норм и способов общения. Само
содержание серий этических картин даёт такую возможность: дети обсуждают
поведение, поступки героев, как надо поступать, что сказать в том или ином
случае. Любая совместная продуктивная деятельность даёт возможность формировать
положительное отношение к партнёрам, использовать правила речевого этикета.
Беседовать при удобном случае на темы важности и полезности, необходимости
соблюдения правил. Воспитание вежливого человека предполагает не только
развитие речевых навыков, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания.
В заключение хочется процитировать слова В. Г. Белинского, которые актуальны и
по сей день: «Обращайте ваше внимание не столько на истребление недостатков и
пороков в детях, сколько на наполнение их животворящей любовью. Будет любовь –
не будет пороков. Истребление плохого без наполнения хорошим – бесплодно: это
производит пустоту, а пустота беспрестанно наполняется пустотою же; выгоните
одну, явится другая. Первоначально же воспитание должно видеть в дитяти не
чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии
быть тем или другим, не переставая быть ЧЕЛОВЕКОМ … »
Просмотров всего: , сегодня: