Консультация для родителей "Психология детского рисунка. Каким цветом рисует ваш ребенок?"
28.05.2021
Цвет - это то, как ребенок воспринимает этот мир. Воспринимает, а не
видит. Часто рисунки - это именно отражение того, что ребенок видит за внешней
оболочкой. И пусть он рисует неправильно с точки зрения взрослого, но ребенок передает
то, что чувствует, глядя на то, что он рисует. Как он его чувствует, и что твориться у
него на душе - ребенок так же показывает цветом. Поэтому можно выявить начало
заболеваний, расстройств психики, усталости или иных проблем при помощи расшифровки
его рисунка. В
современном мире такая практика называется АРТ-ТЕРАПИЯ. Кроме цветовой гаммы внимание уделяют характеру
линий, нахождению рисунка на листе, и еще нескольким параметрам. Выводы можно сделать
исходя из нескольких работ.
Итак,
начнем с простого - цвет.
Если
в рисунке ребенка ПРЕОБЛАДАЕТ:
-
красный цвет - это значит, что в ребенке сейчас скопилось много активной энергии,
вплоть до агрессии, и если не дать вектор и выход это энергии, то это будет
мини-бомба. Красный может, если не дать выхода, перейти в черный или
коричневый.
-
оранжевый - хороший позитивный цвет, цвет работы мозга. Если слишком много, то возможно ребенку
нужно отдохнуть умственно.
-
желтый - цвет солнца, тепла. Рисунок, залитый солнцем означает в реальности
его нехватку. Возможно, мало приятных, "солнечных" впечатлений, а
ребенку это так хочется!
-
зеленый - цвет жизни, лета. Дети часто его предпочитают, потому что все самое
хорошее происходит летом. Но вот если на рисунке много темно-зеленого, это может
указывать на потребность в уединении. Возможно, ребенок устал от социума.
-
голубой - не синий! - именно голубой может означать спокойствие, но если его
слишком много, это уже пассивность, нерешительность. Небольшая похвала будет
очень уместна.
-
синий – цвет погруженности в себя. Задумчивость. Но когда много
- это тревожный звонок для того, чтобы задуматься, что беспокоит или о чем так
долго думает ребенок. Порой наличие синего цвета может показать, что есть некие проблемы, неразрешимые
для ребенка в одиночку, но он не может это все обдумать самостоятельно и именно
это его "напрягает".
-
фиолетовый - цвет философов, фантазеров. Ну, в большом количестве можно сказать, что
ребенок не знает, ну как еще себя выразить! Подскажите, что фиолетовый (например) хорошо
сочетается с розовым, синим, или даже с зеленым. Пусть ищет нестандартные
сочетания - фантазирует!
-
розовый - хоть в последние время это считается "гламурным" цветом, это не так. Много, перебор - да, это
значит, что ребенок (особенно девочка) циклится только на
внешности. И порой не очень ею доволен. Но в целом, розовый - это знак
сердечности, доброго сердца.
-
коричневый – двоякий цвет. С одной стороны – это цвет земли, приземленности, устойчивости. Но с
другой стороны, коричневый – это цвет тупика, торможения развития личности, возможно -
в некоторых ситуациях - нехватка опоры в жизни. Нужно рассматривать и другие
детали рисунка.
-
серый - безразличие. Усталость". Отстаньте от меня" - так можно
перевести послания с большим количеством серого. Ребенок в тумане, не видит
цели, ему трудно. Апатия. Особенно тревожно, если ребенок поверх приличного и
хорошего рисунка вдруг начинает методично наносить серый цвет. Значит, то, что было - все надоело и не
имеет ценности для ребенка.
-черный
– тяжелый цвет. Депрессия. Хорошо и порой тщательно скрываемая.
Нежелание шевелиться, думать, "кто бы за меня решил? а я не хочу!".
Если просто линиями обрисовано, есть детали, закрашенные черным - это не повод
для беспокойства. А вот именно все рисованное черным, малое количество
иных цветов. Или
закрашивание черным рисунка. Да еще рваными, не гибкими линиями. Тогда это прямой
путь к тому, Чтобы разораться, а что действительно на душе и сердце у ребенка.
Может все не так, как вы думаете, что надо поговорить и переделать что-то в
жизни ребенка? Здесь можно вместе с рисунком подойти к психологу.
Изучив психологию
рисунка ребенка 5 лет,
можно с помощью методики Макса Люшера проанализировать присутствие того
или иного цвета в работах детей.
•
темно-синий – уход в себя, сосредоточенность на внутренних проблемах,
потребность в покое;
•
зеленый – баланс в чувствах, уравновешенность, независимость, настойчивость,
стремление к безопасности;
•
красный – стремление к агрессии, крепкая сила воли, повышенная активность,
возбудимость;
•
желтый – оптимистичное отношение к жизни, положительные эмоции,
непосредственность, любознательность;
•
фиолетовый – творческая личность с развитой фантазией и интуицией, но при этом
эмоциональная и интеллектуальная незрелость (дети часто предпочитают
этот цвет);
•
коричневый – часто воплощает отрицательные эмоции, определяет чувственную опору
ощущений, медлительность, физический дискомфорт;
•
черный – цвет протеста, подавленности, разрушения, настоятельная потребность в
изменениях;
•
если ребенок использует только простой карандаш, не стараясь раскрасить рисунок – это говорит о безразличии,
отстраненности, желании закрыться.
Важные
моменты в анализе рисунка ребенка
1.
Можно анализировать цветовую гамму рисунка только в том случае, если в распоряжении ребенка была вся
палитра карандашей. Картинка в темных тонах может получиться и потому, что
рядом с юным художником были только эти цвета. Если же в руках у малыша оказался лишь
простой карандаш, то не стоит переживать о том, что сюжет получился
мрачноватым.
2.
Не пытайтесь анализировать работы, сделанные в детском саду. Чаще всего детям дается определенная
тема для рисования, что лишает их свободы самовыражения.
3.
Не стоит забывать и о том, что содержание рисунка напрямую зависит от настроения
ребят, их душевного состояния на момент рисования. Если у ребенка был конфликт
буквально перед началом занятия, или он просто не выспался, то на бумагу
обязательно «выплеснутся» все обиды, эмоции, усталость, что
поможет ему снять нервное напряжение. Именно поэтому арт-терапевты используют
рисование как наиболее эффективный способ освобождения от негативных эмоций.
4.
Содержание детского художественного творчества далеко не всегда
очевидно для взрослого. Поэтому надо корректно обсудить его работу, уточнить у
ребенка, что происходит с нарисованными героями, чем все закончится. И только
тогда вы сможете правильно истолковать то, что он изобразил.
5.Простой
вопрос: «Что ты тут нарисовал?» может вызвать волну
негодования и даже обидеть юного художника. Ведь для него это очевидно. Не
старайтесь угадать, вряд ли это получится, ведь картинку каждый воспринимает
по-своему. Пусть лучше он сам расскажет, что он изобразил, а вы лишь будете
аккуратно задавать уточняющие вопросы.
6.
Удержитесь от поспешных выводов (Как похоже на кошку, вряд ли это будет верным
предположением. Не критикуйте, но и не хвалите в общем, без конкретных
фактов (Какая красота, ты замечательный художник).
7.
Ребенку интересен сам процесс рисования, что и как он делает, поэтому обратите
внимание на то, как он рисует (Какой необычный фон у тебя получился! А
что ты хочешь на нем нарисовать)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.07.2021
Дата обновления: 11.02.2022
Дата публикации: 28.05.2021