Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкально - оздоровительной работы на музыкальном занятии в дошкольном учреждении.
28.01.2025
«Здоровье начинается с детства!
Здоровье – это главное жизненное благо.
Я.Корчак
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья
актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится
первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья
детей. Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического,
физического и социального развития ребенка.
Несмотря на это, многие родители не оказывают должного внимания воспитанию
в своих детях здорового образа жизни. В связи с этим педагогам дошкольных
учреждений, в их числе и музыкальным руководителям, важно решать задачи
физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка
комплексно, а также внедрять новые эффективные технологии здоровьесбережения на
любом занятии, в том числе и на музыкальном.
Внедрение здоровьесберегающих технологий способствует воспитанию интереса
ребёнка к процессу обучения, повышает познавательную активность, улучшает
психоэмоциональное самочувствие, способствует снижению заболеваемости, повышает
уровень физической подготовленности, формирует понятие здорового образа жизни.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ –
музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое,
целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и
творческих способностей каждого ребенка. Виды занятий – индивидуальные, по
подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические,
комплексные, интегрированные.
Разработаны примерные схемы музыкальных и
музыкально-валеологических занятий, включающие в себя здоровье сберегающие
технологии.
Алгоритм проведения
музыкального занятия с использованием здоровье сберегающих технологий (старшая
группа)
Общая длительность занятия – 25 мин
1.
Вводная ходьба (1 мин)
2.
Валеологическая песня-распевка с самомассажем (2мин)
3.
Музыкально-ритмические движения, профилактика нарушения осанки (5)
4.
Активное слушание музыки (2 мин)
5.
Дыхательная гимнастика (1 мин)
6.
Артикуляционная гимнастика (1 мин)
7.
Пение, песенное творчество (в качестве физкультминутки – пальчиковая игра) (5
мин)
8.
Пляски, танцевальное творчество (5 мин)
9.
Речевые и музыкальные игры, хороводы (3 мин)
Применение здоровьесберегающих технологий может
варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач,
использования тех или иных видов музыкальной деятельности.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает
использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих
технологий:
- Валеологические песенки-распевки;
- Дыхательная гимнастика;
- Артикуляционная гимнастика;
- Оздоровительные и фонопедические упражнения;
- Игровой массаж;
- Пальчиковые игры;
- Речевые игры;
- Координационно-подвижные
игры
- Музыкотерапия.
Валеологические песенки-распевки.
С них начинаются все музыкальные занятия. Нетрудные
добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают
настроение, задают положительный тон к восприятию окружающего мира,
подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные
процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствуют восстановлению центральной нервной системы. Улучшает дренажную
функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет
развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и
позвоночника.
Артикуляционная гимнастика.
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка
качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к
правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц
речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений
животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи
детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Оздоровительные и фонопедические упражнения.
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок
детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных
путей. Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют развитию носового,
диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата
и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные
упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение
звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой
коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж.
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры
кожи, улучшая циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма,
тонизирует центральную нервную систему. Использование игрового массажа повышает
защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует
вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных
желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.
Пальчиковые игры.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и
ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь
ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев
рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с
выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют
образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть
всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так
как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию
добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и
колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при
участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.
Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные
возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, театрального
кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей,
двигательной активности.
Музыкотерапия.
Музыкотерапия - важная составляющая
музыкально-оздоровительной работы, метод психотерапии, основанный на
эмоциональном восприятии музыки.
Слушание правильно подобранной музыки повышает
иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную
боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами
ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после
дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для
занятий, свободной деятельности.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную
направленность. Используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в
итоге формирует у детей стойкую мотивацию на сохранение и укрепление здоровья
воспитанников
Музыкальные занятия с использованием технологий
здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных
особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без
совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который
активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на
физическое состояние ребёнка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных
путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника.
Использование музыкально – ритмических движений влияет не только на
развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и
осанку, профилактику плоскостопия.
Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать общую и
мелкую моторику, учат ориентироваться в ближайшем пространстве.
Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных
путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое
чувство. Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие
ориентировок в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности
речи, а также имеет профилактическое действие.
Использование музыкотерапии приобщает детей к музыке, развивает умение
расслабиться после полученной нагрузки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.01.2025
Дата обновления: 28.01.2025
Дата публикации: 28.01.2025