Доклад учителя-дефектолога Ребриевой Е.В. для выступления на МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов «Изменения в нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность коррекционных педагогов в образовательных организациях»

30.10.2024

Представляю Вашему вниманию доклад на тему «Изменения в нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность коррекционных педагогов в образовательных организациях».

Актуальность темы доклада обусловлена необходимостью повышения уровня педагогической компетентности коррекционных педагогов, прежде всего учителей-логопедов и учителей-дефектологов, в области знания современной нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность коррекционных педагогов в образовательных организациях.

В последние годы отмечается увеличение количества детей с ОВЗ, и в российском обществе возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей коррекционно-педагогической работы с данной категорией обучающихся. Поэтому в нашей стране наблюдаются изменения в нормативно-правовом регулировании деятельности коррекционных педагогов.

Содержание работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в образовательной организации соответствует Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ (в последней редакции от 8 августа 2024 года), устанавливающему основы и правила функционирования системы образования в Российской Федерации.

В последней редакции данного закона были внесены изменения в организацию более благоприятных условий труда педагогов. Одним из изменений является обеспечение соблюдения дисциплины со стороны обучающихся.

Введено ограничение на использование средств подвижной радиотелефонной связи во время проведения учебных занятий, за исключением случаев, представляющих угрозу жизни или здоровью детей и сотрудников образовательного учреждения, а также в иных экстренных ситуациях.

Законопроект помимо прочего привносит значительные коррективы в предоставление защиты педагогическим работникам от физического и психического насилия. В частности, в статье 47 «Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации» в дополнение к уже существующим мерам о недопущении насилия в отношении обучающихся, законопроект устанавливает новые правила, направленные на обеспечение безопасности и благополучия педагогического сообщества.

Так, согласно проекту, применение физического или психического насилия становится недопустимым не только в отношении обучающихся, но и в отношении педагогических работников. Для защиты своих прав, педагоги получают право:

обращаться в органы управления — педагоги могут направлять обращения в органы управления образовательной организацией относительно применения дисциплинарных взысканий к обучающимся, нарушающим или ущемляющим их права. 

Педагоги получают право обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений для разрешения конфликтных ситуаций.

Законопроект также предоставляет педагогам возможность использовать иные, законом не запрещенные, способы защиты своих прав.

В свою очередь, руководителям образовательных организаций предписывается обязанность предпринимать меры для защиты прав участников образовательных отношений, а также предотвращения физического и психического насилия в их отношении. Так, перечисленные изменения направлены на создание безопасной и поддерживающей среды в сфере образования, где права и интересы всех участников будут строго защищены.

Содержание работы коррекционного педагога в образовательной организации соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и Федеральной адаптированной образовательной программе (ФАОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Введение ФАОП произошло 1 сентября 2023 года для обучающихся всех классов (с первого по одиннадцатый) всех образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и воспитанников дошкольных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Цель ФАОП – обеспечение условий, которые определяются общими и особыми потребностями детей с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

13 марта 2023 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 136н был принят Профессиональный стандарт «Педагог-дефектолог» 01.014.

Ранее действовал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".Хочу такой сайт

Согласно этому справочнику к работе учителем-логопедом и учителем-дефектологом не допускались лица без профильного (логопедического или дефектологического) образования.

Теперь по Профстандарту должность коррекционного педагога может занимать лицо, имеющее высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) по профилю деятельности или высшее образование (бакалавриат, специалитет, магистратура) в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования  «Образование и педагогические науки», «Психологические науки» и дополнительное профессиональное образование – программа профессиональной переподготовки соответствующего направления. Например, для учителя-логопеда – это программа переподготовки «Работа с обучающимися с нарушениями речи и коммуникации».

При этом по Профстандарту  учителя-дефектологи делятся: на учителей-дефектологов по профилю расстройства аутистического спектра, учителей-дефектологов по профилю интеллектуальные нарушения, учителей-дефектологов по профилю задержка психического развития.

В данном документе чётко обозначена не только специфика деятельности учителя-дефектолога, но и других специалистов, представляющих различные сферы дефектологии: тифлопедагога (учителя-дефектолога по профилю: нарушения зрения), сурдопедагога (учителя-дефектолога по профилю: нарушения слуха), учителя-логопеда. Все они объединены под названием «педагог-дефектолог». 

Согласно Профстандарту педагог-дефектолог осуществляет педагогическую деятельность по обучению и воспитанию на основе адаптированных образовательных программ, индивидуальных учебных планов, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью профессиональной деятельности коррекционного педагога является организация обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, обеспечивающей овладение содержанием адаптированной образовательной программы, развитие и формирование личности обучающихся в соответствии с их особыми образовательными потребностями и возможностями психофизического развития; осуществление коррекции, компенсации и профилактики нарушений развития обучающихся, психолого-педагогической поддержки их родителей (законных представителей).

Основными формами коррекционно-развивающего воздействия являются индивидуальные и групповые занятия, которые строятся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в соответствии со структурой и характером нарушений. 

В Профстандарте усилено внимание к компетенциям, необходимым для оказания помощи детям с ОВЗ. Это включает как требования к знаниям и умениям, так и к личным качествам педагогов.

Важным дополнением стало развитие компетенции в области работы с семьями детей с особыми потребностями.

В результате изменений в нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность коррекционных педагогов в образовательных организациях, эта профессия получает новое признание и значимость в образовательной системе.

Эти изменения направлены на создание более эффективной системы образования для детей с ОВЗ. Современные реалии требуют от педагогов не только высокой квалификации, но и готовности к постоянному обучению и применению инновационных методов. Важно, чтобы данные изменения положительно отразились на качестве образования и социальной адаптации детей с особыми потребностями. 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 13.05.2025

Дата обновления: 13.05.2025

Дата публикации: 30.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».