Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с РАС МБДОУ "Пигаревский ДС" на 2024-2025 учебный год.
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) МБДОУ «Пигаревский ДС» разработана в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом
Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14
ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955, зарегистрировано
в Минюсте России 6 февраля
2023 г., регистрационный № 72264)
(далее – ФГОС ДО) и федеральной образовательной программой дошкольного образования (утверждена приказом
Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в
Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847) (далее – ФОП ДО).
Программа, адаптирована
для категории детей дошкольного возраста с расстройством аутического спектра, с учетом особенностей
их психофизического развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Настоящая Программа разработана и утверждена МБДОУ в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также парциальными образовательными программами по приоритетным направлениям деятельности.
Часть,
формируемая участниками
образовательных отношений, разработана на основе:
- Л. Баряева, О. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Соколова.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003.
—
320
с. — (Коррекционная педагогика).
- Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с
нарушением интеллекта: Кн. для педагога-дефектолога. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 88 с, 8 с. ил. — (Коррекционная педагогика).
- В.В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», М.: Мозаика-Синтез, 2008 г.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском
саду». М.: ТЦ Сфера, 2019.
- Виневская Анна,
Развитие ребенка с аутизмом: Коррекционно-развивающая программа
«Птичка-невеличка» и материалы к ней. Методическое пособие для работы с детьми,
имеющими аутизм. — [б. м.] : Издательские решения, 2016.
Цель программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми
потребностями обучающегося дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, индивидуальными особенностями его развития
и состояния здоровья.
Задачи Программы:
·
реализация содержания АОП ДО;
· коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с РАС;
·
охрана
и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с РАС, в том числе их
эмоционального благополучия;
·
обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с РАС в период дошкольного образования независимо от
места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
·
создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие
способностей и творческого потенциала
каждого ребенка с РАС как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими
детьми;
·
объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
·
·
формирование
общей культуры личности обучающихся с РАС, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирование предпосылок учебной
деятельности;
·
формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с РАС;
·
обеспечение психолого-педагогической поддержки
родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития,
образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления
здоровья обучающихся с РАС;
·
обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими
и необходимыми с точки зрения
реализации требований ФГОС ДО.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений парциальные образовательные программы,
дополнительные общеразвивающие программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах
деятельности и культурных практиках, отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также
для обеспечения коррекции нарушений развития
и ориентированные на потребность детей и их родителей:
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60%
от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Целевой раздел Программы включает в себя пояснительную
записку, определяет цели и задачи Программы, принципы и подходы
к формированию Программы, даёт краткую характеристику особенностей развития детей с РАС в дошкольном возрасте и их особые образовательные потребности, характеризует
методические аспекты дошкольного образования
детей с РАС, раскрывает его этапность, формулирует планируемые
результаты образовательной деятельности
по реализации Программы в виде целевых ориентиров и принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации Программы.
Содержательный раздел Программы
включает описание коррекционно-развивающей работы на этапе дошкольного образования. Направления этой работы определяются особенностями возраста и свойственными
аутизму особенностями развития. Коррекционная развивающая работа, описание которой
включает содержательный раздел Программы, является условием и предпосылкой реализации Программы в остальных
образовательных областях с учётом
особых образовательных потребностей детей с аутизмом, и направлена на
обеспечение возможно более высокого уровня их социальной адаптации и социализации, интеграции в общество.
На основном этапе дошкольного образования дано описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям
(социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие; физическое развитие); формы, способы,
методы и средства
реализации программы, которые
отражают следующие аспекты
образовательной среды: предметно-пространственная развивающая среда; характер взаимодействия со взрослыми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому себе.
Программа создаёт предпосылки для достижения планируемых
результатов дошкольного образования детей с
расстройствами аутистического дошкольного возраста.
В организационном разделе
представлены условия реализации Программы, ее материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания, распорядок и/или режим дня, особенности организации предметно-пространственной развивающей среды, а также
психолого-педагогические, кадровые
и финансовые условия реализации
программы.
Реализация АООП ДО осуществляется ежедневно:
- в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятие),
-
в
ходе режимных моментов,
-
в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации программы.
-
в
процессе ежедневной коррекционной работы с детьми.
Программа учитывает особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Ведущая цель в нем – создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности решать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка), обеспечение права родителей на
уважение и понимание, на участие
в жизни детского сада.
В ДОУ в наличии: музыкально -
физкультурный зал, 1 кабинет учителя-логопеда, 1 кабинет учителя-дефектолога, 4 прогулочных игровых участков.
В методическом кабинете
предусматривается наличие методической литературы для работы
педагогов.
Общий объем обязательной части основной образовательной
программы рассчитывается с соответствии
с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает
время, отведенное на:
- занятия;
-
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
-
самостоятельную деятельность детей;
-
взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования.
Детский сад работает
в режиме пятидневной недели, все возрастные группы функционируют в
режиме полного дня – 10 часов. Программа реализуется в течение всего дня пребывания детей в детском
саду, на часть, формируемую участниками образовательных отношений,
отводится вторая половина дня. Программа предусматривает некоторые варианты гибкого
режима, которые возникают
в следующих случаях:
адаптационный период, неблагоприятных погодных условий, каникулярного времени.
Программа предусматривает организацию культурно-досуговой деятельности детей и родителей. Содержание досуговых мероприятий планируется в
зависимости от календарных праздников, памятных
дат, времени года, а также детских потребностей и интересов. Продолжительность мероприятий варьируется
в зависимости от возраста детей с содержания
досуга.